- Османы покидают империю
- Последние годы дворца
- Изгнание и нужда
- Дочь последнего халифа
- Две принцессы по цене одной
- Брак
- Принцесса сердец Востока
- Первая встреча
- Внешний вид
- Сулейман не защищал Хюррем перед другими наложницами
- Неизвестный сын
- Лука — полностью художественный вымысел
- Изабеллы и Фирузе на самом деле не было
- Жизнь во дворце
- Выглядеть как султан
- Противоречивый монарх
- Пропажа Хюррем
Османы покидают империю
3 марта 1924 года закончилась история Османской династии в Турции. Султанат был упразднен за полтора года до того, 1 ноября 1922 года, но последний халиф (мусульманский религиозный глава) османской династии Абдул-Меджид II, его жена, родственники и любимая единственная дочь, принцесса Дюррюшехвар Султан, все еще проживали в роскошный дворец Долмабахче.
В тот мартовский день во дворец Абдул-Меджида прибыла делегация, чтобы сообщить об упразднении самого института халифата и необходимости всем членам османского дома как можно скорее покинуть страну. Сохранилась фотография, запечатлевшая тот момент: неловкость на лицах делегатов и спокойное достоинство Абдулмецида. Через несколько часов после того, как была сделана эта фотография, последний халиф и все его родственники из османского дома навсегда покинули дворец в Стамбуле, Турция.
Собрались быстро и без суеты, никто даже не пытался быстро пришить украшения к одежде. Османы покинули родину, взяв с собой только личное имущество. Принцессе Дюррюшехвар Султан было десять лет, она была умна не по годам, отец уделял большое внимание ее воспитанию и развитию, ведь девочка прекрасно понимала и осознавала происходящее.
В своих воспоминаниях Дюррюшехвар Султан позже писал: «..все мои надежды рухнули и яркий свет счастья погас. Я забился в темный угол и пытался слезами стереть воспоминания о тех бедственных днях. Мы простились с любимым родина наших предков, оставив нам потухший очаг османского рода, правившего семь столетий, и трон гениев, наполнивших славой турецкую историю.Как последний сувенир о родном городе, я поднял с земли камешек провел первую ночь за границей без сна, и думал о хороших временах в нашей прежней жизни…».
Последние годы дворца
Долгая жизнь Дюррюшехвар-Султана проходила на фоне драматических событий и потрясений ХХ века. Она родилась в 1914 году, когда началась Первая мировая война, которая категорически изменила весь мир и привела к распаду Османской империи. Детство принцессы прошло в роскошном дворце Долмабахче.
Дуррюшехвар Султан в июле 1923 г
Султан уже не имел власти, он правил, но не правил, некогда пышная и строго регламентированная дворцовая жизнь скукожилась, обитатели дворца жили в замкнутом кругу и развлекались искусством. Женщины в гареме играли с ансамблем Бетховена, читали классические европейские романы и заказывали платья у парижских кутюрье (см также: Совсем не красивые: по каким критериям выбирали наложниц в султанский гарем)).
Отец Дюррюшехвар Султан — Абдулмеджид — был заядлым художником. Он написал множество картин, изображающих то, что видел и хорошо знал: замкнутую дворцовую жизнь. Среди его работ музыкальный салон, одна из жен в модном европейском платье и с томиком Гёте, портреты сына, несколько трогательных портретов дочери, они до сих пор находятся во дворце Долмабахче.
Изгнание и нужда
В отличие от Романовых, с которыми новая власть расправилась с кровожадной жестокостью после революции, османам повезло (насколько слово «везение» можно употребить по отношению к изгнанию). Правительство республики предоставило билеты на поезд в Швейцарию членам королевской семьи, относительно небольшую сумму на хозяйственные расходы, сняло на первое время номера в швейцарской гостинице, а затем и себя. Без каких-либо ценностей и имущества семья находилась в бедственном положении. Из Швейцарии Абдулмецид переехал в Ниццу, где можно было жить немного дешевле, но у бывшего халифа не осталось денег даже на простую жизнь. Главной его ценностью и надеждой на благополучие семьи была юная принцесса Дюррюшехвар.
Дочь последнего халифа
Единственная дочь последнего халифа — самая желанная невеста для любого из мусульманских правителей. Абдул-Меджиду стали поступать многочисленные предложения руки и сердца из Ирана, Египта и других стран исламского мира, но самым активным в своем желании обзавестись невесткой из османского дома был Низам Хайдарабада.
Дюррюшевар с отцом, новоизбранным халифом, 1922 г
Хайдарабад, крупнейшее и богатейшее княжество Британской Индии, возглавляли мусульманские правители Низамы. Последний низам Хайдарабада Асаф Джа VII был самым богатым человеком в мире в 1920-х годах. Честолюбивый Низам считал, что если к его деньгам прибавить вес османского имени и священный статус халифа – главы всех мусульман, то в семье его сына может родиться наследник, способный создать великую мусульманскую империю . Вообще родство с Абдул-Меджидом было стратегическим ходом для низама Хайдарабада (см также: Тайна королевского двора: почему у аристократов «голубая кровь»).
Поэтому, надеясь на лояльность, Асаф Джа начал выплачивать приличное ежемесячное пособие семье Абдулмеджида, хотя сватовства еще не было. Так что только надежда на то, что Дуррюшехвар Султан станет невесткой Низама Хайдарабадского, давала семье в последующие годы. Княгиня получила хорошее европейское образование, свободно владела несколькими европейскими и восточными языками. Наряду с европейским образованием Дюррюшевар впитала и европейские взгляды на положение женщины. Тем не менее она все же была замужем «по соглашению сторон», а не по личному выбору, а на кону стояло финансовое благополучие всей семьи, и юная княгиня это осознавала.
Две принцессы по цене одной
Несмотря на обилие предложений, молодую семнадцатилетнюю Дюррюшехвар Султан выдали замуж за сына Низама Хайдарабада, наследного принца Азама Джаха. Правда, «переговоры» о невесте были нешуточные. В качестве «махра» («брачный подарок» — имущество, которое будущий муж дарит невесте) для принцессы просили огромную сумму (на 1931 г.) в 50 000 фунтов стерлингов, не считая содержания, на которое был возложен Низам Хайдарабадского обязан платить отцу пожизненно. В процессе переговоров сошлись на том, что в этих условиях низы рассчитывают на двух османских принцесс вместо одной, потому что у него двое сыновей. Затем вместе с Дюррюшехвар Султан вышла замуж и ее двоюродная сестра принцесса Нилуфер. Первая стала женой наследника хайдарабадского престола, вторая — женой его младшего брата. Две принцессы по цене одной…
Брак
В ноябре 1931 г все формальности брачного контракта были улажены и двойной брак состоялся в Ницце, но без особой помпы и пышности был дан торжественный прием, когда молодожены прибыли в Хайдарабад в январе 1932 г. Уже в 1933 г. Дюррюшехвар, получивший титул принцессы Берарской, родила наследника — Мукаррама Джаха (кстати, прожила почти 90 лет и скончалась в январе 2023 года), а в 1939 году — второго сына. Она покорно и смиренно принимала все, что происходило с ней прежде, как необходимую данность, но теперь, когда семья ее отца была материально обеспечена, а новая семья обеспечена наследниками, княгиня наконец-то могла начать управлять собственной жизнью.
В ее браке по расчету не было ни счастья, ни даже уважения. Развратный и праздный Азам Джа был игроком и держал много наложниц, его поведение и мироощущение не коррелировали с европейским складом ума и гордыней Дюррюшехвара. В 1954 году они разошлись, когда Низамы уже не правили Хайдарабадом, который стал частью нового штата Индия. Члены семьи Низама теперь были лишь частными лицами с солидным капиталом, отца Дюррюшехвар уже не было в живых, а сыновья были уже достаточно взрослыми, ничто другое не держало ее в этом браке. После развода Дуррюшевар переехала в Лондон, но Хайдарабад всегда занимал большое место в ее душе, но не только из-за родственных связей, делом ее жизни было поддерживать женщин этого региона.
Принцесса сердец Востока
В первые же годы жизни в Хайдарабаде юная принцесса начала активно помогать простому народу княжества и бороться с угнетением женщин, она открыла госпиталь, госпиталь и родильный дом (до сих пор носящий ее имя), строили и содержали школы для девочек за свой счет.
Благодаря принцессе женщины Хайдарабада получили право снимать чадру с лица. Она искренне верила, что женщины сами могут зарабатывать и жить полноценной жизнью в обществе, активно боролась с широко распространенной практикой домашнего ареста женщин в Хайдарабаде, для которых дом фактически стал тюрьмой (читайте также: 5 обычных вещей, которые женщины не могли делать середина 20 века). Дуррюшехвар много общалась с простыми людьми, помогая в их нуждах, в ней не было надменности и высокомерия, но было много достоинства и достоинства, за что ее любили и уважали. Даже после того, как Дюррюшевар переехала в Лондон, она продолжала присматривать за основанными ею заведениями и время от времени наведывалась в Хайдарабад.
Последний раз она посещала его в 2004 году в возрасте 90 лет. Дюррюшехвар Султан прожила долгую и достойную жизнь и ушла из жизни в 2006 году в окружении своей семьи. В то время она оставалась последней османской принцессой, которая помнила жизнь в славном дворце Долмабахче на берегу Босфора.
PS Я часто называю Дюррюшехвар последней принцессой Османской империи, хотя технически, конечно, это не так, потому что династия не прекращалась, и сегодня с десяток представительниц османского рода (младшая родилась в 2015 году)) жива и имеет право на титул османской принцессы и приставку «султан» к имени. Однако Дюррюшехвар была единственной дочерью последнего халифа, и когда она умерла, то осталась последней принцессой, положившей конец эпохе султанов. Поэтому, несмотря на наличие большого количества принцесс из других ветвей османского дома, позвольте мне все-таки назвать Дюррюшехвар последней османской принцессой.
Первая встреча
Первая серия начинается с того, что девушка по имени Александра плывет на корабле в далекую Османскую империю, чтобы пополнить ряды наложниц великого султана (см также: Гарем подобен аду: с чего бы тебе ужасаться, если бы ты стала наложницей султана). Но ей удается очаровать великого падишаха с первого взгляда — и теперь она уже не просто жительница гарема, а фаворитка.
На самом деле события развивались не так быстро. Точно неизвестно, какое имя носила Александра Анастасия Лисовская до принятия ислама, записи о Роксолане появились в летописях уже после того, как о ней узнал весь мир. Но многие больше склоняются к Александре Лисовской, дочери священника.
Вторая неточность — Роксолана прибыла во дворец во времена правления отца Сулеймана — Селима I, она долго изучала язык, письменность, музыку и искусство обольщения, и только тогда она могла претендовать на знание падишаха. И конечно, в реальности не могло быть такого эффектного падения от рук правителя.
Халит Эргенч и Мерьем Узерли в сериале «Великолепный век» Фотокадр из сериала «Великолепный век»
Внешний вид
Наибольшей критике подверглись костюмы наложниц, особенно Хюррем. Во-первых, в то время платья были другими, о таких эффектных вырезах не могло быть и речи.
Во-вторых, прическа — на всех портретах видно, что у Роксоланы и других наложниц волосы были собраны в аккуратный пучок или коса, с распущенными волосами ходить было просто неприлично (читайте также: Секреты красоты гарема: какие были у наложниц в косметичке свои).
В сериале образ Александры Анастасии Лисовской передала Марьем Узерли – густая рыжеволосая красавица. В реальности никто не мог сказать, что Роксолана была такой же привлекательной, ее называли довольно милой. Да и рыжих волос тоже не было, Александра Анастасия Лисовская похвасталась копной темно-русого цвета.
Сулейман не защищал Хюррем перед другими наложницами
В «Великолепном веке» Сулейман постоянно интересуется делами гарема и буквально строит репутацию Александры Анастасии Лисовской. В реальности Роксолана должна была всего добиваться сама, ведь большую часть жизни султан провел в военных походах, у него просто не было времени на сплетни и женские расчеты между наложницами.
Как говорят историки, он лишь однажды наказал обидчика своей возлюбленной. Когда бывшая фаворитка Махидевран попыталась устранить свою соперницу Александру Анастасию Лисовскую, отравив ее, Сулейман приказал отправить ее в старый дворец. Но в сериале Сулейман в итоге простил Махидевран и разборки в гареме продолжились.
Неизвестный сын
На самом деле Александра Анастасия Лисовская родила своему хозяину шестерых детей, а не, как показано в сериале, пятерых. После Мехмеда и Селима был еще Абдулла, но мальчик прожил всего 3 года; видимо, создатели решили не включать этот печальный момент в историю любви Роксоланы и падишаха.
Халит Эргенч и Мерьем Узерли в сериале «Великолепный век» Фотокадр из сериала «Великолепный век»
Лука — полностью художественный вымысел
В сериале прослеживается мимолетная любовная линия Александры Анастасии Лисовской и Луки. Якобы до того, как она попала в плен к османам, у Роксоланы был роман с художником по имени Лука, который не теряет надежды найти любимого и спустя много лет находит его во дворце султана. Момент, когда славянский художник рисует портрет Сулеймана и его жены, — сплошной художественный вымысел.
Изабеллы и Фирузе на самом деле не было
В сериале, после того как Махидевран больше не представляет угрозы для Александры Анастасии Лисовской, появляются новые соперники: иностранная гостья Изабелла и таинственная Фирузе.
Роксолана должна еще раз доказать своему хозяину, что достойна его внимания, и сразиться с соперниками. В реальности этих женщин просто не существовало, Сулейман распустил гарем после того, как его законной женой стала Александра Анастасия Лисовская.
Мерьем Узерли и Мелике Ипек Ялова в сериале «Великолепный век» Фотокадр из сериала «Великолепный век»
Жизнь во дворце
Султан Сулейман с детства купался в роскоши. Он одевался наряднее всех, любил украшения и драгоценные камни. Обычно руки падишаха украшали несколько роскошных колец с огромными рубинами и изумрудами. Большинство из них он сделал сам: украшения Сулейман любил с ранних лет. Кроме того, будущий султан был хорошо знаком с музыкой, занимался каллиграфией, керамикой, сапожным делом, знал арабский и фарси.
Его большая семья и сотни его наложниц жили во дворце Топкапы, который расположен на холме в самом сердце Стамбула и омывается водами Босфора и Мраморного моря. Надежно окруженный высокой крепостной стеной с башнями, этот дворец на протяжении многих веков был официальной резиденцией османских султанов.
Это был практически отдельный город на территории Стамбула. Общая площадь превышает 700 тысяч квадратных метров, а длина составляет пять километров, что вдвое больше площади Ватикана и лишь половины Монако. Кстати, в 1920-х годах по распоряжению первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка этот красивый комплекс зданий был превращен в музей и открыл свои ворота для множества туристов.
А во времена правления султана Сулеймана Великолепного в Топкапы жили и работали почти 50 тысяч человек. Здесь было все необходимое для жизни падишаха: гарем, бассейн, больница, две мечети, четыре огромные кухни, восемь хаммамов — турецких бань, а также павильон, где делали обрезание, гардероб и даже собственный зоопарк . Прежде всего, двери были украшены позолоченными надписями арабской вязью, стены были украшены мозаикой из изникских плиток, потолки были покрыты прекрасными росписями. Во всем дворце вы не найдете двух одинаковых комнат.
Топкапы имеет четыре двора, которые разделены монументальными воротами. В одной части дворца султан проводил встречи со своими чиновниками — там выполнялись функции современного парламента. Гарем, где жили наложницы Сулеймана, тщательно охранялся от посторонних глаз.
В султанском гареме было около 400 комнат, 46 туалетов, несколько ванных комнат, 6 кладовых для еды, прачечная, бассейн и больница. В каждой комнате был камин. Жизнь в гареме подчинялась строгим внутренним правилам. Затем после утреннего намаза девушки отправились в хаммам, после завтрака начались уроки этикета, шитья, религии и музыки.
Султан мог выбрать любую из наложниц, поэтому каждая из них была обучена пению и танцам, чтению и письму, умела играть на музыкальных инструментах. Чтобы очаровать Сулеймана, его наложницы использовали различные навыки и умения. С особой тщательностью они ухаживали за волосами, заплетая изысканно длинные густые пряди сверкающими ювелирными нитями.
В залах и дворах гарема много фонтанов. Существует легенда, что для того, чтобы понравиться султану, голос наложницы, пришедшей к нему на любовное свидание, должен был звучать тише журчания ручейков. Если наложнице удавалось забеременеть от султана, она вступала в статус фаворитки и получала множество привилегий. Например, у нее появилась отдельная спальня, прислуга, улучшенное питание.
Помимо наложниц, в гареме жили и дети султана, в том числе наследник, а также самая уважаемая женщина в Османской империи – Валиде Султан, мать главы государства по имени Хафза. Ей принадлежали десятки комнат. Она руководила гаремом и активно вмешивалась в государственные дела, пользовалась большим уважением и влиянием не только во дворце, но и за его пределами. Она получала доход с султанских земель в различных частях империи, у нее были летние и зимние поместья, представители османской знати и зарубежных стран дарили ей роскошные подарки. Хафза считалась вторым человеком в империи после своего сына.
«Покои Валиде — комнаты с высокими потолками, выходящими на Босфор, великолепные потолки с фресками несравненной свежести и изящества», — дается описание одной из комнат матери султана. Утром валиде-султан приняла сына, который сообщил ей обо всех делах государства.
Выглядеть как султан
Сулейман уделял большое внимание своей внешности. Со времен правления этого султана за одежду османских монархов отвечали те, кто охранял личные покои падишаха. Уход за кафтанами из дорогих тканей требовал особого внимания; в определенные дни их выносили в эфир.
Благодаря любви монарха к дорогой одежде в Османской империи активно развивалось ткачество. В специальных дворцовых мастерских художники по тканям изготавливали шторы и обивку для мебели, одежду для обитателей дворца. Шелковые ткани находились под контролем государства, причем учитывалось как количество нитей в основе ткани, так и выбор красителей. Яркие краски, замысловатые узоры, ослепительная парча, нежный бархат, струящийся шелк – все это вышивалось золотыми и серебряными нитями, украшалось драгоценными камнями.
Кольца Сулеймана, оружие, которое он носил, и его трон были усыпаны бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами. Султана окружали гербы, сабли, мечи и щиты, водопроводные трубы и золотые чаши, поражающие своим изяществом и богатым декором. Колыбель, в которой спал новорожденный ребенок султана, тоже была сделана из золота.
Противоречивый монарх
Султан Сулейман вошел в историю как великий полководец и законодатель. В годы его правления Османская империя добилась невиданной славы и могущества, вызывая страх и трепет во всем мире. Сулейман, отважный воин и искусный политик, расширил границы своей империи, за что европейцы дали ему прозвище Великолепный. Широко образованный, увлекавшийся искусством и владевший несколькими языками, он много внимания уделял развитию просвещения и культуры, покровительствовал ученым, писателям, художникам и архитекторам, достаточно терпимо относился к другим религиям.
В то же время падишах был противоречивой, неординарной и непредсказуемой личностью. Ни родственные связи, ни прошлые заслуги не могли спасти людей, которых монарх подозревал в супружеской неверности. Особую жестокость он проявлял по отношению к предателям. Он боролся со взяточничеством и жестоко наказывал чиновников за злоупотребления. Беспощадный к своим врагам, он оплакивал молодого короля Венгрии, погибшего в бою с собственным войском. Он был вне себя от горя, когда умер его маленький сын, но годы спустя по его собственному приказу был убит его второй сын. Султан Сулейман был великим правителем, при нем империя достигла своего расцвета, а после его смерти Османская империя постепенно начала приходить в упадок.
Читайте также: Как женщины жили в восточных гаремах
Пропажа Хюррем
Много проблем создателям «Великолепного века» доставила Марием Узерли, из-за которой им пришлось вновь искажать исторические факты. После того, как актриса отказалась продолжать сниматься, продюсерам пришлось искать новую актрису. Чтобы объяснить зрителю, куда пропала их любимица и почему она теперь выглядит иначе, было решено придумать историю об исчезновении Александры Анастасии Лисовской, в кинематографической версии поиски султанской жены длились несколько лет. В реальности такого не было.