- Благотворительность в исламе
- Что такое «вакуф»
- Польза вакфов
- Правила создания вакфов в Османской империи
- Грандиозная задумка наложницы
- Османы покидают империю
- Последние годы дворца
- Изгнание и нужда
- Дочь последнего халифа
- Две принцессы по цене одной
- Брак
- Принцесса сердец Востока
- Легенда
- Архитектурные особенности
- Как добраться
- Сколько денег было у Хюррем-султан?
- Благотворительный фонд хасеки
- Интересные факты о вакфах
Благотворительность в исламе
Благотворительность в исламе зародилась вместе с возникновением самой религии. Кроме того, мусульмане платят ежегодный отчисление в пользу малоимущих. Ислам учит людей любить ближнего, и эта любовь должна проявляться не только в виде материальной помощи, но и моральной поддержки. А свои благие намерения мусульмане выражали с помощью специальных учреждений – вакфов.
Что такое «вакуф»
В Османской империи вакф был видом собственности, которая передавалась в благотворительных целях. Вакф – это не деньги и не драгоценности, которые в современном мире передаются организациям, оказывающим помощь нуждающимся. Вакфы представляли собой здания и земли, которые богатые люди жертвовали приютам, столовым и больницам. У каждого такого вакуфа был учредитель, и все имущество фонда передавалось по наследству.
Польза вакфов
Конечно, вакфы создавались для помощи незащищенным слоям населения. Но со временем они способствовали развитию медицины, образования и науки в стране. Ведь на эти деньги открывались школы и больницы.
Детям из бедных семей давали возможность учиться, получать профессию, и тогда они становились хорошими специалистами своего дела. Вакфы серьезно развили общественную жизнь общины.
Кроме того, вакфы не существовали только в странах, население которых исповедовало ислам. Везде, где проживали мусульманские общины, создавались вакфы. Ренат Беккин, эксперт по исламской экономике, говорит, что знаменитый Оксфордский университет был построен на принципах механизма вакфа.
Большое количество вакфов было в Поволжье. Однако большинство из них было ликвидировано после разгрома Крымского ханства. Тем не менее с середины XIX века татарам удалось возродить этот социальный институт.
Кадр из сериала «Империя Кёсем». Султан раздает еду беднякам.
Правила создания вакфов в Османской империи
Для создания вакфа необходимо было составить письменное распоряжение или публично объявить о своем намерении в мечети. Мутавалли стал управляющим фонда. Обычно это было доверенное лицо попечителей или сам учредитель фонда.
Кади отвечали за наблюдение за деятельностью. В Египте существовал даже наблюдательный орган диван-хубус, который следил за тем, чтобы деньги фонда действительно использовались на нужды бедняков.
Грандиозная задумка наложницы
Датой постройки двухкупольной мечети считается 1548 год. Здание было построено для Александры Анастасии Лисовской, известной европейцам как Роксолана.
Женщина является матерью султана Селима II, верной спутницей, а затем женой османского султана Сулеймана Великолепного. Александра Анастасия Лисовская впервые в истории Турции стала наложницей гарема, сумевшей стать законной женой знаменитого правителя, а также обрести собственный авторитет, влияние и власть.
Автором исторического объекта стал известный турецкий архитектор того времени Синан, спроектировавший не только здание самого фасада мечети, но и весь культовый комплекс.
Жена Сулеймана самостоятельно создала благотворительный фонд, а после окончания строительства храма начала от своего имени строить другие объекты: обширную школу, больницу, бесплатные столовые, хаммамы и фонтаны.
Раньше на месте мечети располагался женский невольничий рынок, на который Хюррем привезли крымские татары. Девушке хотелось полностью избавиться от всех неприятных воспоминаний о собственном унижении и сделать доброе дело.
Османы покидают империю
3 марта 1924 года закончилась история Османской династии в Турции. Султанат был упразднен за полтора года до того, 1 ноября 1922 года, но последний халиф (мусульманский религиозный глава) османской династии Абдул-Меджид II, его жена, родственники и любимая единственная дочь, принцесса Дюррюшехвар Султан, все еще проживали в роскошный дворец Долмабахче.
В тот мартовский день во дворец Абдул-Меджида прибыла делегация, чтобы сообщить об упразднении самого института халифата и необходимости всем членам османского дома как можно скорее покинуть страну. Сохранилась фотография, запечатлевшая тот момент: неловкость на лицах делегатов и спокойное достоинство Абдулмецида. Через несколько часов после того, как была сделана эта фотография, последний халиф и все его родственники из османского дома навсегда покинули дворец в Стамбуле, Турция.
Собрались быстро и без суеты, никто даже не пытался быстро пришить украшения к одежде. Османы покинули родину, взяв с собой только личное имущество. Принцессе Дюррюшехвар Султан было десять лет, она была умна не по годам, отец уделял большое внимание ее воспитанию и развитию, ведь девочка прекрасно понимала и осознавала происходящее.
В своих воспоминаниях Дюррюшехвар Султан позже писал: «..все мои надежды рухнули и яркий свет счастья погас. Я забился в темный угол и пытался слезами стереть воспоминания о тех бедственных днях. Мы простились с любимым родина наших предков, оставив нам потухший очаг османского рода, правившего семь столетий, и трон гениев, наполнивших славой турецкую историю.Как последний сувенир о родном городе, я поднял с земли камешек провел первую ночь за границей без сна, и думал о хороших временах в нашей прежней жизни…».
Последние годы дворца
Долгая жизнь Дюррюшехвар-Султана проходила на фоне драматических событий и потрясений ХХ века. Она родилась в 1914 году, когда началась Первая мировая война, которая категорически изменила весь мир и привела к распаду Османской империи. Детство принцессы прошло в роскошном дворце Долмабахче.
Дуррюшехвар Султан в июле 1923 г
Султан уже не имел власти, он правил, но не правил, некогда пышная и строго регламентированная дворцовая жизнь скукожилась, обитатели дворца жили в замкнутом кругу и развлекались искусством. Женщины в гареме играли с ансамблем Бетховена, читали классические европейские романы и заказывали платья у парижских кутюрье (см также: Совсем не красивые: по каким критериям выбирали наложниц в султанский гарем)).
Отец Дюррюшехвар Султан — Абдулмеджид — был заядлым художником. Он написал множество картин, изображающих то, что видел и хорошо знал: замкнутую дворцовую жизнь. Среди его работ музыкальный салон, одна из жен в модном европейском платье и с томиком Гёте, портреты сына, несколько трогательных портретов дочери, они до сих пор находятся во дворце Долмабахче.
Изгнание и нужда
В отличие от Романовых, с которыми новая власть расправилась с кровожадной жестокостью после революции, османам повезло (насколько слово «везение» можно употребить по отношению к изгнанию). Правительство республики предоставило билеты на поезд в Швейцарию членам королевской семьи, относительно небольшую сумму на хозяйственные расходы, сняло на первое время номера в швейцарской гостинице, а затем и себя. Без каких-либо ценностей и имущества семья находилась в бедственном положении. Из Швейцарии Абдулмецид переехал в Ниццу, где можно было жить немного дешевле, но у бывшего халифа не осталось денег даже на простую жизнь. Главной его ценностью и надеждой на благополучие семьи была юная принцесса Дюррюшехвар.
Читайте также: Султан Ибрагим I — биография правителя Османской империи
Дочь последнего халифа
Единственная дочь последнего халифа — самая желанная невеста для любого из мусульманских правителей. Абдул-Меджиду стали поступать многочисленные предложения руки и сердца из Ирана, Египта и других стран исламского мира, но самым активным в своем желании обзавестись невесткой из османского дома был Низам Хайдарабада.
Дюррюшевар с отцом, новоизбранным халифом, 1922 г
Хайдарабад, крупнейшее и богатейшее княжество Британской Индии, возглавляли мусульманские правители Низамы. Последний низам Хайдарабада Асаф Джа VII был самым богатым человеком в мире в 1920-х годах. Честолюбивый Низам считал, что если к его деньгам прибавить вес османского имени и священный статус халифа – главы всех мусульман, то в семье его сына может родиться наследник, способный создать великую мусульманскую империю . Вообще родство с Абдул-Меджидом было стратегическим ходом для низама Хайдарабада (см также: Тайна королевского двора: почему у аристократов «голубая кровь»).
Поэтому, надеясь на лояльность, Асаф Джа начал выплачивать приличное ежемесячное пособие семье Абдулмеджида, хотя сватовства еще не было. Так что только надежда на то, что Дуррюшехвар Султан станет невесткой Низама Хайдарабадского, давала семье в последующие годы. Княгиня получила хорошее европейское образование, свободно владела несколькими европейскими и восточными языками. Наряду с европейским образованием Дюррюшевар впитала и европейские взгляды на положение женщины. Тем не менее она все же была замужем «по соглашению сторон», а не по личному выбору, а на кону стояло финансовое благополучие всей семьи, и юная княгиня это осознавала.
Две принцессы по цене одной
Несмотря на обилие предложений, молодую семнадцатилетнюю Дюррюшехвар Султан выдали замуж за сына Низама Хайдарабада, наследного принца Азама Джаха. Правда, «переговоры» о невесте были нешуточные. В качестве «махра» («брачный подарок» — имущество, которое будущий муж дарит невесте) для принцессы просили огромную сумму (на 1931 г.) в 50 000 фунтов стерлингов, не считая содержания, на которое был возложен Низам Хайдарабадского обязан платить отцу пожизненно. В процессе переговоров сошлись на том, что в этих условиях низы рассчитывают на двух османских принцесс вместо одной, потому что у него двое сыновей. Затем вместе с Дюррюшехвар Султан вышла замуж и ее двоюродная сестра принцесса Нилуфер. Первая стала женой наследника хайдарабадского престола, вторая — женой его младшего брата. Две принцессы по цене одной…
Брак
В ноябре 1931 г все формальности брачного контракта были улажены и двойной брак состоялся в Ницце, но без особой помпы и пышности был дан торжественный прием, когда молодожены прибыли в Хайдарабад в январе 1932 г. Уже в 1933 г. Дюррюшехвар, получивший титул принцессы Берарской, родила наследника — Мукаррама Джаха (кстати, прожила почти 90 лет и скончалась в январе 2023 года), а в 1939 году — второго сына. Она покорно и смиренно принимала все, что происходило с ней прежде, как необходимую данность, но теперь, когда семья ее отца была материально обеспечена, а новая семья обеспечена наследниками, княгиня наконец-то могла начать управлять собственной жизнью.
В ее браке по расчету не было ни счастья, ни даже уважения. Развратный и праздный Азам Джа был игроком и держал много наложниц, его поведение и мироощущение не коррелировали с европейским складом ума и гордыней Дюррюшехвара. В 1954 году они разошлись, когда Низамы уже не правили Хайдарабадом, который стал частью нового штата Индия. Члены семьи Низама теперь были лишь частными лицами с солидным капиталом, отца Дюррюшехвар уже не было в живых, а сыновья были уже достаточно взрослыми, ничто другое не держало ее в этом браке. После развода Дуррюшевар переехала в Лондон, но Хайдарабад всегда занимал большое место в ее душе, но не только из-за родственных связей, делом ее жизни было поддерживать женщин этого региона.
Принцесса сердец Востока
В первые же годы жизни в Хайдарабаде юная принцесса начала активно помогать простому народу княжества и бороться с угнетением женщин, она открыла госпиталь, госпиталь и родильный дом (до сих пор носящий ее имя), строили и содержали школы для девочек за свой счет.
Благодаря принцессе женщины Хайдарабада получили право снимать чадру с лица. Она искренне верила, что женщины сами могут зарабатывать и жить полноценной жизнью в обществе, активно боролась с широко распространенной практикой домашнего ареста женщин в Хайдарабаде, для которых дом фактически стал тюрьмой (читайте также: 5 обычных вещей, которые женщины не могли делать середина 20 века). Дуррюшехвар много общалась с простыми людьми, помогая в их нуждах, в ней не было надменности и высокомерия, но было много достоинства и достоинства, за что ее любили и уважали. Даже после того, как Дюррюшевар переехала в Лондон, она продолжала присматривать за основанными ею заведениями и время от времени наведывалась в Хайдарабад.
Последний раз она посещала его в 2004 году в возрасте 90 лет. Дюррюшехвар Султан прожила долгую и достойную жизнь и ушла из жизни в 2006 году в окружении своей семьи. В то время она оставалась последней османской принцессой, которая помнила жизнь в славном дворце Долмабахче на берегу Босфора.
PS Я часто называю Дюррюшехвар последней принцессой Османской империи, хотя технически, конечно, это не так, потому что династия не прекращалась, и сегодня с десяток представительниц османского рода (младшая родилась в 2015 году)) жива и имеет право на титул османской принцессы и приставку «султан» к имени. Однако Дюррюшехвар была единственной дочерью последнего халифа, и когда она умерла, то осталась последней принцессой, положившей конец эпохе султанов. Поэтому, несмотря на наличие большого количества принцесс из других ветвей османского дома, позвольте мне все-таки назвать Дюррюшехвар последней османской принцессой.
Легенда
Вокруг происхождения красавицы Александры Анастасии Лисовской ходит много слухов и легенд. По одной из легенд, происхождение которой восходит к польской литературной традиции, Роксолана — дочь рогатинского священника местной церкви Святого Духа Гаврила Лисовского.
К сожалению, в результате одного из своих нападений крымские татары захватили в плен юную Александру и, по данным советских историков, Анастасию Лисовскую. Ее привезли в Турцию и выставили на продажу на рынке рабынь.
Девушка понравилась молодому двадцатишестилетнему султану Сулейману и была куплена для его гарема. Харизма и обаяние юной красавицы затмили сердце правителя. Он назвал девочку Александрой Анастасией Лисовской, что означает «весёлая».
Дипломаты из Европы говорили о наложнице как о Роксолан, чтобы отметить и подчеркнуть славяно-европейское происхождение спутницы великого султана Сулеймана.
На месте базара, где была куплена девушка, позже выросла мечеть, увековечившая имя возлюбленной султана.
Архитектурные особенности
Двухкупольная мечеть представляет собой массивное, красивое на вид архитектурное сооружение, наиболее ярко отражающее стиль позднего стиля великого турецкого зодчего Синана.
Мечеть Хюррем Султан отличается изяществом и изысканностью: здание имеет геометрическую форму, напоминающую восьмиугольник, храм также имеет довольно высокое сводчатое основание, 136 арочных окон, а главный купол храма окружен полукуполами и широкий двухъярусный портик. Сверху трепещут четыре минарета.
Некоторые современники даже связывают форму мечети с женщиной в широких шлейфах.
На противоположной стороне находится знаменитый благотворительный комплекс (küllie), внешне очень похожий на большой отдельный жилой массив. Центральным объектом комплекса является школа-медресе.
За медресе находится госпиталь – 35-метровое здание из резного камня с внутренним восьмиугольным двором. Сейчас в здании располагается и амбулатория, под купольной галереей можно увидеть прямоугольный дворик для кухни, сауны и фонтана.
Мечеть построена качественно, камни идеально обработаны. Стены выглядят солидно, они отделаны керамогранитом. Кое-где выгравированы оды Роксолане.
Внутри сохранилась великолепная резьба по дереву, украшающая кафедру минбара. Эффектно смотрится михраб, оформленный в духе барокко и украшенный «сталактитами».
Архитектурная особенность заключается в том, что мечеть Хюррем Султан выполнена не в белом, сером и синем цветах, которые используются для многих османских мечетей, а в черном, бордовом и золотом цветах.
Как добраться
Посетить мечеть Хюррем Султан можно из любой точки турецкой столицы. В сторону мечети ходят скоростные трамваи и автобусы (№73Ф, №76Т, №8Т, №92Т). Они останавливаются на станции Юсуф-паша».
Далее туристы должны пройти от остановки до улицы Millet Cd по специальному пешеходному мосту и вернуться на улицу Haseki.
Далее нужно пройти по улице, придерживаясь левой стороны, пока в глаза не попадется главная достопримечательность – мечеть Хюррем.
Чтобы не заблудиться при путешествии по дорогам, лучше всего ориентироваться по специальным указателям на улицу с одноименным названием Süleymaniye Cd, либо пользоваться навигатором и картами для прокладки точного маршрута. Также можно записаться на организованные экскурсии с туристической фирмой.
Сколько денег было у Хюррем-султан?
По статистике, около 36% вакфов в середине 16 века были основаны женщинами.
Султан Сулейман был щедрым мужем. Он подарил своей возлюбленной Александре Анастасии Лисовской земли, целые деревни и фермы с землей в Стамбуле, Мекке, Египте, Иерусалиме и Омане. Регулярно дама получала от них солидный доход. Например, прибыль с месторождений Сирии и Палестины составила около 300 тысяч долларов США, если перевести на современные деньги. Александра Анастасия Лисовская в то время была самой богатой женщиной Османской империи.
Османская империя
Благотворительный фонд хасеки
Первым проектом Александры Анастасии Лисовской были кюлие хасеки, построенные в 1550 году. В этот комплекс входили мечеть, школа, столовая и больница. Также в стамбульских архивах есть документы, в которых Александра Анастасия Лисовска описала, сколько денег она вложила и куда. Султан подробно описал содержание рабочего персонала, количество продуктов для столовой. Оказывается, в столовой на кулии кормили мясом, рисом, овощами и фруктами. По праздникам раздавали конфеты. Хасеки не жалел денег. Ежегодно она тратила на кулию (в переводе на современные деньги) 360 тысяч долларов).
Благотворительный комплекс занял третье место по значимости и размерам после комплексов Мехмеда Завоевателя и Сулеймана I. Однако Роксолана не остановилась только на Стамбуле. Леди основала фонды в Иерусалиме, Мекке и Медине. Хамамы и столовые появились в провинциях Османской империи.
Кулие Хасеки сохранилась до наших дней. Кроме того, Фонд Хюррем Султан все еще действует. Также на территории комплекса есть школа, где обучают богословов, а в столовой раздают еду бедным.
Комплекс Хюррем сегодня
Интересные факты о вакфах
Не только Александра Анастасия Лисовская занималась благотворительностью. Известно, что из 183 вакфов 39 принадлежали родственникам султана. Даже Гюльфем Хатун приказала построить в Ускударе женскую мечеть со столовой. Она также пожертвовала свои дома бедным. Но Айше Хафса больше помогала провинциям. В том числе ее вакф, состоящий из нескольких учебных заведений, мечети, дервишского монастыря располагался в Манисе. Стоит учитывать, что вакф не только позволял беднякам выживать, но и давал рабочие места. Например, в описываемом фонде в 1531 г было 117 рабочих, как на современной небольшой фабрике.
Члены королевской семьи в Европе занимались благотворительностью гораздо меньше, чем в Османской империи. Благодаря деятельности османских султанш бедняки получали бесплатное жилье и пищу, их дети могли ходить в школы, а в дальнейшем помогали своим родителям выбраться из бедности.