Как в гаремах Османской империи определяли беременность наложниц

О Турции

Что говорит ислам о прерывании беременности

В исламе нет канонического правила по вопросу о добровольном прерывании беременности, религиозные авторитеты четырех основных школ ислама не уделяли этому вопросу особого внимания. В Коране есть сура, осуждающая детоубийство под предлогом бедности, но, похоже, это было предупреждением против распространенной в седьмом веке арабской практики убийства новорожденных девочек.

В сборниках фетв (заявлений по юридическим вопросам) муфтиев (официальных толкователей исламского права) и шейхульисламов (лидеров османского духовенства) много говорилось о таких «личных» преступлениях, как прелюбодеяние, инцест и гомосексуализм, но до сих пор ни одной фетвы не было были обнаружены о нерожденных детях. В то же время в Османской империи дети наделялись правами с момента их рождения в утробе матери. Поэтому они считались наследниками при разделе наследства.

Но прямого запрета на аборты не было: были обстоятельства, когда такие операции разрешались для сохранения здоровья и жизни матери. Они регламентировались периодом «дыхания души», то есть временем, когда плод подавал ярко выраженные признаки жизни (жанин). По мнению большинства исламских ученых, это 120 дней.

Ранний аборт без уважительных причин, таких как упомянутая выше опасность для здоровья матери, подпадал под понятие макрух (разрешается, но осуждается). Невозможность кормить ребенка грудью или отсутствие денег на найм кормилицы также были вескими причинами для прерывания беременности. Кроме того, перед принятием решения женщина должна была посоветоваться с мужем. В исламском праве есть понятие дийа (кровавые деньги) — сумма, выплачиваемая за случайное убийство. Теоретически женщина (или другое лицо, ответственное за потерю ребенка) может быть оштрафована за причинение выкидыша. Это была одна десятая дийи за убийство женщины (или одна двадцатая дийи, выплачиваемой за здорового мужчину). Но практика показывает, что до определенного момента такие дела закрывались.

Однако были случаи реального наказания. Так в 1602 году в Бурсе некий Мехмет, сын Мустафы, долгое время вел безнравственный образ жизни. Дошло до того, что он ворвался в женскую баню вооруженным. Там он ранил нескольких женщин и напугал остальных так, что у трех из них позже случился выкидыш. Офицеру и еще нескольким людям удалось поймать Мехмеда и с большим трудом доставить его в суд, где ему было приказано, в числе прочего, платить дийю за младенцев несчастных женщин.

Акушерки в Османской Империи

А вот в Османской империи на протяжении 500 лет очень хорошо себя чувствовали акушерки, которые помимо родов помогали женщинам и избавлялись от нежеланных детей. До модернизации государственного медицинского образования в 19 веке и врачи, и акушерки были в основном евреями. Иностранные путешественники, посетившие Османскую империю в конце 18 — начале 19 веков, сообщали, что мусульманские аборты практиковались свободно и без каких-либо ограничений. Они отмечают, что мусульманское население не имело ни малейшего беспокойства по поводу этой практики. Однако, как обычно, мы не можем полностью полагаться на такую ​​информацию.

Студийный портрет женщин из Салоников, Османская империя, в традиционной одежде. Слева направо: замужняя еврейка; Болгарка из Прилепа, замужем за мусульманином, изображение Паскаля Себы в альбоме Османа Хамди-бея «Популярные костюмы Турции 1873 года» из Национальной библиотеки Франции

Несколько войн (особенно с Россией и Австрией) привели к потере территорий и вызвали сокращение населения, а значит и доходов империи. На переходе к 18-19 вв. Османские власти внимательно следили за женским лоном, роды перестали быть личным делом каждого.

  • В мае 1789 г было запрещено продавать лекарства, вызывающие выкидыши;
  • В июне 1790 г сами операции были запрещены указом.

Акушерки подлежали государственному надзору, а также должны были получать лицензию на свою деятельность. В 1827 г был издан указ об ответственности абортов за повивальными бабками четырех основных религиозных общин — мусульман, греков, армян и иудеев. В том же году, в назидание остальным, из столицы были высланы две еврейские акушерки.

В документе говорится:

На том основании, что, по слухам, к этому неприятному акту аборту были причастны Элайджа Макзи, одна из еврейских дам, известная публике как «Кровавая акушерка», и ее помощница по имени Рахиль Полиса, и поскольку очевидно, что они не должны препятствовать дальнейшей деятельности посредством предупреждений, их обоих высылают в Салоники для сдерживания остальных.

Уложение 1851 г четко прописывало наказания:

  • от шести месяцев до двух лет лишения свободы — за каждого, кто снабжает женщину наркотиками или инструментами;
  • принудительные работы — для врача, фармацевта, хирурга, помогавших процессу;
  • Любой человек, вызвавший выкидыш, заплатил дийю. Если травма была умышленной, помимо дийи присуждались принудительные работы;
  • Интересно, что в кодексе 1858 года не было наказания для самих женщин, желавших избавиться от эмбриона.

В Стамбуле практиковали акушерки-иностранки, которые осуществляли свою незаконную деятельность под видом дипломатической неприкосновенности. Так в отчетах с самого начала часто фигурирует имя мадам Зибольд, что во времена правления Абдулхамида II она работала в богемном округе Бейоглу. Ее «слава» была так велика, что приказ о ее депортации отдал сам султан. В 1905 году ее выслали из страны, несмотря на протесты германского консульства. А фотографии мадам развешаны на всех пограничных пунктах, чтобы она и не думала снова въезжать в Турцию.

Врачам приходилось выкручиваться без УЗИ и тестов.

Сериал «Великолепный век» пробудил у миллионов зрителей интерес к истории Османской империи. Многие события точно описаны в шедевре фильма, но подробности жизни гарема по большей части остались за кадром.

Поклонники наверняка помнят, как к наложницам вызывали акушерок при малейшем подозрении на беременность. Но не только врач помог вычислить будущую мать шехзаде. Было еще несколько интересных способов.

В первую очередь, конечно же, слуги обращали внимание на самочувствие девушек. Тошнота, головокружение, обмороки могли прямо свидетельствовать о том, что наложница в положении. Беременность также определялась изменением вкуса женщины. Например, для Александры Анастасии Лисовской это всегда был самый надежный способ.

Читайте также: Какой была жизнь в гаремах султанов

Кроме того, во дворце пристально следили за критическими днями рабов. В этот период девушка фактически должна была сидеть снаружи в своей комнате. Задержка менструации также свидетельствовала о вероятной беременности. Но окончательное суждение могла вынести только акушерка с помощью осмотра.

К сожалению, ни один из этих методов не давал 100% гарантии. Даже врач может ошибаться. Были случаи, когда от женщины избавлялись, выдавали замуж, не подозревая, что она носит под сердцем султанского наследника.

Оцените статью
Блог о турецких сериалах