Мужские гаремы актуальны по сей день

О Турции

Родственная и неродственная

В природе, если самка спаривается с разными самцами, ее потомство рождается более жизнеспособным. И никому не придет в голову обвинить животное в излишествах. В человеческом обществе женщина, живущая с несколькими мужчинами, всегда осуждалась. Если только такие отношения не узаконены. Полиандрию можно разделить на два вида: родственную и неродственную. Первые возникали в бедных семьях, когда не было возможности выделить каждому из сыновей часть имущества, поэтому брали в дом невестку и жили в совместном хозяйстве.

Во втором случае состоятельные женщины выбирали себе нескольких мужей, ниже ее по статусу, создавая таким образом мужские гаремы. Мужчины обеспечивали семью, заботились о доме и выполняли супружеские обязанности. Дети в таких семьях считались нормальными, так как установить отцовство было невозможно.

Скандальная слава Друпади

В третьем веке до нашей эры в Индии, как и в большинстве стран того времени, царил патриархат. Мужчины имели все права, в том числе могли иметь несколько жен или наложниц. Их количество ограничивалось только материальным положением мужа. Индийские женщины были совершенно бессильны. Им даже не разрешили дать мужу имя, только «мистер». Однако из каждого правила всегда есть исключение.

В древнеиндийском эпосе Махабхарата описан именно такой случай. У царя Панчалы была дочь Драупади, на которой должен был жениться Арджуна, третий сын царя Панду, правившего в Хастинапуре. Но между братьями Арджун, а их было пятеро, возник спор: все хотели взять Драупади в жены. И чтобы не спорить, решили, что красавица должна принадлежать всем пятерым.

Конечно, общество восприняло этот брак как вызов. Также некоторые индийские цари объявили братьям войну. Тем не менее семья продолжала жить по-своему. Мужья, наблюдая за очередью, приходили к Драупади каждый вечер. И каждому из них она родила сына. В спальне она была хозяйкой, но на самом деле у нее было так же мало прав, как у любой индианки. Мужья, которых Драупади называла «господинами», обращались с ней как с собственностью. И однажды один из них проиграл кубик своему врагу.

Нимфоманки у власти

Мягкость считается самой известной чертой характера азиатских женщин. Однако именно в Китае мужские гаремы существовали в большом количестве. Пожалуй, самый яркий пример — У Чжао, правивший Китаем более полувека.

Свой путь к власти она начала как наложница императора Тайцзуна, который отличал ее от других женщин красотой, острым умом, предприимчивостью и особой жестокостью. После смерти своего хозяина она физически устранила всех конкурентов и стала первой правительницей Небесного Царства, назвав себя У Цзэтянь. Правда, ее больше интересовали любовные удовольствия, чем государственные дела. В специально построенном в горах дворце постоянно проживало около 400 мужчин атлетического телосложения, готовых в любой момент заняться сексом с императрицей.

Однако мужские гаремы использовались не только для этого. Эликсир молодости получали из спермы наложниц, смешанной с тигриной кровью. Возможно, благодаря этому снадобью императрица до 80 лет нуждалась в мужской ласке.

В эпоху Тан в Китае жила и правила еще одна нимфоманка — принцесса Шаньинь, сестра императора Цан У. Она завидовала гарему своего брата и уговорила его создать для нее мужской гарем. Для этого было отобрано 30 лучших воинов. Каждую ночь один из них радовал принцессу. Но она не думала, что этого было достаточно. И она приказала соорудить в своих покоях 100-ножку, чтобы все 30 любовников могли быть с ней одновременно. А позже ее сексуальный аппетит вырос настолько, что брату пришлось построить целый дворец для любовных утех сестры.

Многомужие по-братски

В Тибете всегда существовало три типа семейных отношений: моногамные, полигамные и полиандрические. Каждый из этих способов был не прихотью и не удовольствием, а необходимостью. Если мужчина брал сразу несколько жен, он старался выбрать их из нескольких разных родов, чтобы обезопасить себя от вражды с ними. Мужские гаремы практиковались чаще у кочевников и земледельцев. Такой брак разрешался только в том случае, если мужья были кровными братьями.

На жену была возложена обязанность ублажать всех мужей по очереди. Когда соседний брат оказался на двуспальной кровати, он оставил свою обувь на пороге спальни, для остальных это был сигнал, что место занято. Выбор жены всегда оставался за старшим братом, а остальные шли с ним. Впрочем, требовать развода от этой женщины мог и только старший, но сначала он должен был получить согласие остальных братьев. Если хотя бы один из них не соглашался, она оставалась в том же статусе.

При этом каждый из братьев, кроме старшего, имел право уйти из семьи и жениться на другой женщине. Но это практиковалось редко, потому что после ухода из семьи мужчина автоматически терял и свое имущество, и жену старшего брата. Если старший брат все же добивался развода, любой из братьев мог жениться на его жене, но тогда и он терял семейное имущество.

В Тибете несколько друзей могли претендовать на звание двоюродных или троюродных братьев и жениться на одной и той же женщине. Тибет — единственная страна, где, в отличие, например, от Индии, такие мужские гаремы регулируются не религией, а законом.

Интересным примером родственной полиандрии является племя душуари, проживающее в Южной Америке. Согласно его традициям, жрица племени имеет право выбирать себе мужа. В качестве «довеска» ей достаются все его родственники мужского пола от подростков до стариков. Разумеется, незамужняя и вдова. Кстати, она щедро делит гарем, в котором живет в мире и любви со своими сестрами.

Царствует но не правит

История знает немало примеров, когда женщины обходились вообще без мужчин. Взять хотя бы Амазонку, решившую проблему рожениц за счет заключенных.

Однако есть и другие сведения о том, что у женщин-воинов были мужские гаремы, которые возглавляли дом и воспитывали детей. А жены дрались и приносили домой еду.

Многие специалисты считают, что корни полиандрии следует искать в матриархате. У некоторых народов крайнего севера или островитян в южных морях во главе рода стояла женщина. От мужчин требовалось только выполнять свои супружеские обязанности, охотиться и защищать свои семьи.

Такие традиции продолжаются на индонезийском острове Суматра, где проживает народ минангкабау, крупнейшее из современных обществ с матриархальным образом жизни. Понятие «мать» для этих людей священно. Старшая женщина ведет все хозяйство, но во главе семьи по-прежнему стоит мужчина. Номинально он правит, но не правит. Мужчина занимается домашним хозяйством, политикой и религиозными обрядами. Но если женщины им недовольны, его просто увольняют.

Семью этого народа называют не ячейкой в ​​обществе, а женским поселением, где живут бабушки, дочери, внуки. Раз в 7-10 дней пожилая женщина собирает совет, на котором принимаются важные решения. Наследование у минангкабау проходит по женской линии — от матери к дочери. После женитьбы мужчина остается жить в доме матери, в так называемом мужском квартале, и ночевать у жены он может только по приглашению. Если в такой семье рождается мальчик, то по достижении им 10-летнего возраста его отправляют жить к отцу, чтобы он научил сына ведению домашнего хозяйства и какому-нибудь рукоделию.

«Святость» места и султан

Османские султаны, как известно из истории, считались «тенями Бога на земле». Поэтому место, которое можно было назвать «гаремом» или «святым», определялось не султанскими женами, как это принято считать в европейской культуре, а наличием самого «отражения бога на земле» — султана.

То есть именно правитель сделал место «святым» или «гаремом». В качестве примера реального значения слова можно назвать три священных города ислама — Мекку, Иерусалим и Медину. Османы также называли их гаремом.

Три гарема во дворце султана

В султанском дворце, стало быть, было три гарема, то есть три «святых места», принадлежавших только султану и имевших отношение к его персоне, а не к внешней политике или внешним связям:

  • женский гарем;
  • семья;
  • мужчина.

В женском гареме жили обыкновенные девственницы-наложницы, а в семейном гареме жили фаворитки, жены, сестры, действительные. Мужской гарем был частью семьи и предназначался для молодых родственников султана, которых еще нельзя было считать взрослыми мужчинами.

Показывать взрослость нельзя

Таким образом, шехзаде, их слуги и охрана жили в основном в мужских гаремах. Пока шехзад находился в семейном гареме, в том числе и в мужском, ему не приходилось никак демонстрировать свою взрослую жизнь. В противном случае, по мусульманскому обычаю, он ни под каким предлогом не мог оставаться в султанском гареме.

Взрослый мусульманин должен был начать свою взрослую жизнь. То есть, например, пойти в санджак и создать там семью. Для того чтобы юные обитатели мужского гарема Топкапы оставались детьми в глазах внешнего мира и имели полноценный контакт с бабушками, матерями и сестрами, жившими в султанском гареме, им запрещалось, например, отращивать бороды и есть дети.

Слуги Шехзаде, жившие с ним в мужском гареме, прошли обучение и затем часто занимали высокие посты при дворе. При этом обычно женились на наложницах из женского гарема, тех, кто так и не стал фавориткой или женой султана.

Что такое «вакуф»

В Османской империи вакф был видом собственности, которая передавалась в благотворительных целях. Вакф – это не деньги и не драгоценности, которые в современном мире передаются организациям, оказывающим помощь нуждающимся. Вакфы представляли собой здания и земли, которые богатые люди жертвовали приютам, столовым и больницам. У каждого такого вакуфа был учредитель, и все имущество фонда передавалось по наследству.

Польза вакфов

Конечно, вакфы создавались для помощи незащищенным слоям населения. Но со временем они способствовали развитию медицины, образования и науки в стране. Ведь на эти деньги открывались школы и больницы.

Детям из бедных семей давали возможность учиться, получать профессию, и тогда они становились хорошими специалистами своего дела. Вакфы серьезно развили общественную жизнь общины.

Кроме того, вакфы не существовали только в странах, население которых исповедовало ислам. Везде, где проживали мусульманские общины, создавались вакфы. Ренат Беккин, эксперт по исламской экономике, говорит, что знаменитый Оксфордский университет был построен на принципах механизма вакфа.

Большое количество вакфов было в Поволжье. Однако большинство из них было ликвидировано после разгрома Крымского ханства. Тем не менее с середины XIX века татарам удалось возродить этот социальный институт.

Косем в вакфе

Кадр из сериала «Империя Кёсем». Султан раздает еду беднякам.

Правила создания вакфов в Османской империи

Для создания вакфа необходимо было составить письменное распоряжение или публично объявить о своем намерении в мечети. Мутавалли стал управляющим фонда. Обычно это было доверенное лицо попечителей или сам учредитель фонда.

Кади отвечали за наблюдение за деятельностью. В Египте существовал даже наблюдательный орган диван-хубус, который следил за тем, чтобы деньги фонда действительно использовались на нужды бедняков.

Сколько денег было у Хюррем-султан?

По статистике, около 36% вакфов в середине 16 века были основаны женщинами.

Султан Сулейман был щедрым мужем. Он подарил своей возлюбленной Александре Анастасии Лисовской земли, целые деревни и фермы с землей в Стамбуле, Мекке, Египте, Иерусалиме и Омане. Регулярно дама получала от них солидный доход. Например, прибыль с месторождений Сирии и Палестины составила около 300 тысяч долларов США, если перевести на современные деньги. Александра Анастасия Лисовская в то время была самой богатой женщиной Османской империи.

Османская империя

Османская империя

Благотворительный фонд хасеки

Первым проектом Александры Анастасии Лисовской были кюлие хасеки, построенные в 1550 году. В этот комплекс входили мечеть, школа, столовая и больница. Также в стамбульских архивах есть документы, в которых Александра Анастасия Лисовска описала, сколько денег она вложила и куда. Султан подробно описал содержание рабочего персонала, количество продуктов для столовой. Оказывается, в столовой на кулии кормили мясом, рисом, овощами и фруктами. По праздникам раздавали конфеты. Хасеки не жалел денег. Ежегодно она тратила на кулию (в переводе на современные деньги) 360 тысяч долларов).

Благотворительный комплекс занял третье место по значимости и размерам после комплексов Мехмеда Завоевателя и Сулеймана I. Однако Роксолана не остановилась только на Стамбуле. Леди основала фонды в Иерусалиме, Мекке и Медине. Хамамы и столовые появились в провинциях Османской империи.

Кулие Хасеки сохранилась до наших дней. Кроме того, Фонд Хюррем Султан все еще действует. Также на территории комплекса есть школа, где обучают богословов, а в столовой раздают еду бедным.

Комплекс Хасэки сегодня

Комплекс Хюррем сегодня

Интересные факты о вакфах

Не только Александра Анастасия Лисовская занималась благотворительностью. Известно, что из 183 вакфов 39 принадлежали родственникам султана. Даже Гюльфем Хатун приказала построить в Ускударе женскую мечеть со столовой. Она также пожертвовала свои дома бедным. Но Айше Хафса больше помогала провинциям. В том числе ее вакф, состоящий из нескольких учебных заведений, мечети, дервишского монастыря располагался в Манисе. Стоит учитывать, что вакф не только позволял беднякам выживать, но и давал рабочие места. Например, в описываемом фонде в 1531 г было 117 рабочих, как на современной небольшой фабрике.

Члены королевской семьи в Европе занимались благотворительностью гораздо меньше, чем в Османской империи. Благодаря деятельности османских султанш бедняки получали бесплатное жилье и пищу, их дети могли ходить в школы, а в дальнейшем помогали своим родителям выбраться из бедности.

Читайте также: Мечеть Шехзаде Мехмет

Где находился мужской гарем во дворце

Большое значение в мужском гареме, как и в семье в целом, имел действительный учитель. Большим авторитетом пользовались и матери Шехзаде. Однако в османский мужской гарем вообще никого не пускали. Подданные османов могли посещать это место только вместе с самим султаном.

Во дворце Топкапы мужской гарем располагался в третьем дворе. Османы называли этот суд «Эндерун», то есть «внутренняя служба». Во времена правления султанов в Турции Третий двор Топкапы считался главным центром подготовки управленческих кадров в империи.

Оцените статью
Блог о турецких сериалах