Закон Фатиха: безжалостный обычай Османского государства

О Турции

Что такое закон Фатиха и зачем был нужен

Авторство закона приписывают султану Мехмеду II Завоевателю (Фатиху), известному тем, что он захватил город Константинополь (Стамбул) и сделал его столицей Османской империи. Согласно изданному закону, вступивший на престол имел право убивать собственных братьев во избежание кровавой борьбы за власть между наследниками.

Зачем это было нужно? Причина в том, что султаны Османской империи обычно не назначали наследников сами. Престол должен был перейти к тому, говорили они, кого сами небеса изберут: «Султана навышет Всевышнего». Редактор, падишах, как бы вмешивался в ошибку.

Мехмед II Фатих
Мехмед II Фатих Мехмед II Фатих

Такім образме, все сыновья или по очереди правящего султана (а сыновей обычно было много, от разных наложниц и жен) фактически обладали равными правами на престол, принцип передачи власти старшему сыну или старшего члена династии не существовало. Главной целью было сохранить чистоту династической линии, то есть править только прямым потомком основателя династии — султаном Османом I Гази .

История закона Фатиха

Когда Османская империя только формировалась, правил престолонаследия и правил того, кто из всех наследников будет главным претендентом на престол, в своде законов не существовало. Тогда считалось, что все короли имеют равное право стать правителями, и только Бог (или судьба) решает, кто будет царем.

Все наследники были достойны престола. С юношества их учили, как управлять своей территорией, как воевать и как принимать верные решения. Однако все понимали, что если один брат сядет на трон, другие захотят занять его место. В результате в государстве начнутся беспорядки, которые приведут к разрушению империи.

Мехмед II, получивший в народе прозвище Фатих (Завоеватель), занялся серьезной погоней за престолом. После стольких завоеваний, взятия Константинополя султан задумался о том, как сохранить эти территории в составе Османской империи. Уже тогда существовало правило «один раб — один ребенок». Таким образом, наложница могла иметь от султана только одного сына. Больше власти в гареме она не имела и интриг не устраивала. Однако и это правило не решило проблемы престолонаследия. Тогда Фатих решил поступить так же, как он поступил с наследованием власти, когда в свое время хотел трон. Он издал закон, который позволял новому султану казнить всех своих братьев, считавшихся потенциальными наследниками.

Кто такие мамлюки

Если быть точнее, то в арабском слове «раб» именно так раб обозначается другим словом — «абд». И когда арабы говорили «мамлюк», они имели в виду раба-воина. Костяк Мамлюков составил тюрков из кыпчакских племен. Сегодня их потомки живут в России и созданы сохонимами — казахами, татарами, башкирами, ногайцами, киргизами. Среди мамлюков были выходцы с Кавказа, в основном черкесы. «Правда были средними» и представители других горских народов.

Мамлюки жили в Египте в 13 веке. Захваченных в плен юношей угали военному делу. Отрезанные от своей родины, они приняли ислам. Их семией стала армия, а отцами — компандыры. У мамлюков был свой кодекс чести, образ жизни наложил отпечаток на мировоззрение. Они стали военной элитой, на которую опирались правители династии Айюбидов, потомков знаменитого Салахутдина аль-Аюби, освободившего Иерусалим от крестоносцев. Одна из наших программ посвящена ему.

У мамлюков был свой комплекс боевой и физической подготовки, называвшийся фуруся. В него ходили гуляла из лука, фехтование, упражнения с копьем и другим оружием, и, конечно же, бои. Изначальный статус рабов не помешал этим великолепным воинам впоследствии стать видными полководцами и войти в политическую элиту государства.

Султан Бейбарс

Среди мамлюков выделяется имя Султана Бейбарса. Считается, что он родился в половецкой степи между Волгой и Уралом. Согласно историку Ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из кыпчакского племени Эльборили. Сегодня, его оченье оченьеют в Казахстане, о нем нимать фильмы, пишут книги, на его новых улицах. Имя великого военного и политического деятеля носит хоккейная команда города Атырау, на западе страны, четырехкратный чемпион Казахстана. Однако существуют теории о нахском, черкесском или грузинском происхождении Бейбарсы. Захваченный в молодости монголами, он был продан в рабство за 800 дирхамов дамасскому купцу. Заметив на его глазу белмо, купец расторгуется. Затем он купил эмира Мамлюка Идакина аль-Бундукдара.

Молодой человек получил новое имя — Бейбарс аль-Бундукдари в честь своего эмира. Как и все мамлюки того времени, он прошел армейскую подготовку на острове Ар-Рауда на реке Нил, где проявил выдающиеся воинские качества. Со временем он стал командовать армией Айюбидов контейнер он главурился в битве с крестоносцами. Затем мамлюки захватили короля Франции Людовика IX — впоследствии он выкупил себе свободу. Затем последовало свержение Туран-шаха, правителя Египта, который после смерти отца был пьян и неуважительно относился к своим военачальникам, вплоть до оскорблений и подачек. За это он был жестоко наказан лично Бейбарсом — казнен. Но трон в этот момент занимал мамлюк Айбек. Он женился на вдове старого султана. Позже она убила его.

Так, в череде дворцовых ингриграй Бейбарс при поддержке Мамлюков стал султаном Египта. И правил им 17 лет. Помимо военных успехов, таких как победы над монголами и крестоносцами, Бейбарс известен еще и тем, что за время его правления Египет превратился в могущественное государство. Были развиты каналы и верфи, дворцы, мечети, ремесла, земледелие, наука, торговля и искусство.

Султан Кутуз

В истории исламского мира золотыми буквами вписано имя еще одного выходца из современной Средней Азии — хорезмийца Кутузы, принесшего огромное сокровище на разгром считавшихся непобедимыми монголов. Битва мамлюков при Айн-эль-Джалуте стала концом их ближневосточной кампании.

В целом династия мамлюков, по мнению современников, вдохнула новую жизнь в исламскую цивилизацию. Например, власть не передавалась по наследству. Султанша была избрана. Это положительно повлияло на развитие всего региона. В период правления мамлюкских султанов было создано множество художественных и литературных произведений. Некоторые даже дошли до наших дней. Тогда в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи и Ибн Халдун. Их работа оказала влияние на европейскую и мировую науку в целом. Кстати, Ибн Хальбдун, который также считается основоположником социологии и первым политэкономом, в свое время составил важный труд об избирательной системе мамлюков.

«Даже султаны выбираются из тех, кто руководит делами мусульман… Таким образом, одна группа мамлюков сменяла другую, одно поколение сменяло другое, и ислам процветал благодаря свежести новых молодых поколений».

Как взобраться на трон?

Согласно древней традиции, султанские сыновья, достигшие определенного возраста, отправлялись в провинции, называемые санджаками, где под руководством опытных учителей получали опыт управления. В случае смерти отца на престол вступал тот из них, кто первым взошел на престол. Такой порядок слогился в результате убеждения османов в том, что власть дается свыше и человек не вправе вмешиваться в божественное предопределение. Естественно, оно благоволило к тому, что чей санджак был лиже. Хотя не всегда.

В 1481 году Мехмед II преждевременно скончался, не дожив до 50 лет. Есть версия, что его отравил собственный сын Баязид.

В то время Баязид и его младший брат Джем жили в провинции, а санджак Баязиды находился далеко от столицы. Но его люди перехватили гонцов, чешившихся к Жему с сообщением о отся отца, и Баязид прибыл в Стамбул. Жем решил добиться своих правых потребностей организации, но ботутель распространения, бежал из страницы и, в наличино счёте, отправление плену у папы римского. Удовлетворённый таким историтием отвлантам, Баязид долгие годы оплачивал своё содержание в неаполитанской тюрьме. А в 1507 году «ради всеобщего блага» казнил по зажуму Фати-ха двух свиховей, заподозрив их в измене. Правда, это не помешало двум другим сыновьям претендовать на престол. Сначала они воевали между собой, а потом один из них, Селим, привел на свою сторону янычара, заставил отца отречься от своей власти и отправил его в ссылку, где тот умер более месяца — скорее всего, от еды.

Всеобщее благо превыше всего

Научный горьким оперими отцом. Селим I не стал ждать, пока претенденты на престол заявят о себе, и решил действовать заранее. Он приказал казнить двух своих братьев, пятерых внуков отца, а также тех родственников, которых считал опасными для общего блага. По неизвестной причине он наказал троих своих сыновей. Неудивительно, что после этого он получил прозвище Явуз, что означает «Свинья». Селим I умер в 1520 году и тоже, возможно, от еды.

Его преемнику, Сулейману I, не пришлось избавляться от соперников, ведь он был единственным из сыновей свирепого султана, пережившим своего отца. Но и ему не давал жит простой страх за свою власть. Поэтому при малейшем намеке на заговор он казнил сына Мустафу вместе с семилетним внуком, а позже — за восстание — Баязида и еще пятерых внуков, младшему из которых было всего три года.

У последнего из сыновей Сулеймана, Селима II, не было соперников, но его преемник Мурад III наказал еще девять человек. По словам современника, став султаном, Мурад со слезами на глазах вручил палачу девять носовых платков, которыми тот должен был задушить своих братьев: закон запрещал проливать кровь представителей династии Османов, поэтому они были убиты с тетива или носовой платок.

Именно так, по приказу следующего султана Мехмеда III, очень озабоченного угрозами общественному благу, они оказались в одном

В 1603 году Мехмед III по подозрению казнил своего сына Махмуда. Возможно, это и стало причиной его отказа от очередной практики отправки наследников в песочницу. Теперь они уже не могли научиться управлять страной, а потому находились под постоянным наблюдением. Однако внук Мехмеда Осман II перед отъездом из столицы казнил своего брата Мехмеда, к которому не имел никаких претензий. Он только боялся, что неблагонадежные придворные могут возвести Мехмеда на престол.

Последним султаном, применившим закон Фатихи, был Мурад IV. Он наказал троих своих братьев и собирался расправиться с четвертым, Ибрагимом, страдавшим психическим расстройством, но мать отговорила его от этого.

Интересно, что после этого все они посмотрели друг другу в глаза…

По разным оценкам, по закону Фатихи было убито от 60 до 80 князей династии Османовых. Но отклонение его просьбы не означало, что наследники больше не могли ни о чем беспокоиться. Потому что теперь я жду кафе.

«Золотая клетка»

Так назывался весь комплекс особых помещений, располагавшихся во внутреннем дворе султанского гарема. Там за высоким забором располагались 12 павильонов, состоящих из нескольких комнат с замысловатыми витражами и персидскими коврами на полу. Роскошная обстановка, дорогая мебель и приятное обслуживание — здесь было все для красивой жизни. Все, кроме свободы. Потому что выход из кафе охранял неспящий охранник.

Во имя «всеобщего блага» с середины XVII века всех наследников, достигших восьмилетнего возраста, помещали в эту «золотую клетку», ставшую для них тюрьмой на долгие годы. Правда, от обычных заключенных они отличались тем, что получали какое-то образование и занимались спортом — стрельбой из лука, борьбой, скачками. Для них, хотя и не так часто, устраивались музыкальные вечера и ставились спектакли. Им даже разрешалось иметь наложниц, но покинуть кафе они могли навсегда и остаться в живых только в одном случае — взошли на престол. Такое бывало, когда султан умер, он не оставил после себя сына. Подходящий наследник тогда получил долгожданную свободу и стал правителем огромной империи, но удача могла отвернуться от него в любой момент, как это случилось, скажем, с Мустафой I. Проведя в тюрьме 14 лет, он стал султана, но вскоре после дворцового переворота снова очутился в кафесе. Четыре года спустя очередная смена власти привела его на престол во второй раз. Эта попытка оказалась не лучше первой, и оставшиеся 16 лет своей жизни Мустафа провел в одной камере.

Судьба Ибрагима I была очень похожей, с той лишь разницей, что после 22 лет, проведенных в кафе, он восемь лет занимал престол, а затем был низложен и убит.

Их часть современна не важительна. Долгие годы лишённые нормального человека общения, не имеющие ни невечных знаний, ни опыта, они несопобный разной страной. Кроме того, оба страдали психическими расстройствами, как и многие другие посетители кафе. Десятилетия существования в замкнутом пространстве, в постоянном страхе быть убитым — и это случилось — ни для кого не проходят безуспешно. Тем более для людей, вина которых заключалась лишь в том, что они имели несчастье родиться сыновьями султана.

Сулейман II, оказавшийся на вершине власти после 36 лет заключения в «золотой клетке», однажды рассказал, каких лишений это ему стоило. По его словам, человеку, лишенному свободы, лучше умереть сразу, чем умирать каждый день. Однако печальный «рекорд» по продолжительности пребывания в кафе принадлежит не ему, а последнему султану Османской империи Мехмеду VI. Он провел там почти всю свою жизнь и взошел на престол в возрасте 56 лет.

Несмотря на столь своеобразное отношение к наследникам, Османская династия не прерывалась более шести столетий и была отстранена от власти лишь в 1924 году. Примечательно, что после этого все ее представители были высланы из страны.

Степан Разин

Об этом успешном бунтовщике, предводителе мятежных котлов, мы знаем не только из школьного курса истории, но и благодаря известной песне «С острова на забор», текст которой написал фольклорист и поэт Дмитрий Садовников в 1872 году. Получается, что в 1670-1671 годах власть в большинстве волжских городов-крепостей принадлежала вовсе не царским наместникам, а выборным атаманам, сподвижникам Степана Разина.

Император Австрии Фердинанд I

Власть в первую очередь связана с волей, могуществом и желанием победить всех, кто не согласен с ее мнением. И очень редко власть бытаеной — мягкая, не воинственная, сострадательная. Источник такой стиль придерживался исповедовал Фердинанд I, император Австрии, король Венгрии и Чехии, правивший империей

Борьба за власть

Каждый сын отца должен был быть готов управлять государством. С этой целью их назначали для управления различными областями империи — санджаками. Каждый сын, достигнув определенного возраста, становился санджакби и ходил во вверенный ему санджак. Там, под руководством наставника, или лалы, он изучал административную власть. Также наследники престола ездили с отцом в походы для приобретения военного опыта.

Распределением шехзаде по санджакам обычно занимался сам султан. В наиболее выгодном положении оказался наследник, получивший санджак возле табурета. Это означало, что в случае смерти отца он мог прибыть в Стамбул быстрее других братьев и заявить о своих правах на престол.

Но местонахождение санджака было не единственным важным фактором в борьбе Шехзаде за власть. Он был обязан не только вовремя добраться до столицы, но и заручиться поддержкой официальных лиц. Так что умение строить отношения за кадром и даже плести интриги сыграло ему на руку.

Вступая на престол, новому падишаху приходилось постоянно опасаться бунта со стороны своих братьев. Ведь они тоже могли иметь мощную поддержку — не только среди государственных чиновников, но и среди янычар. Так что ничто не мешало конкуренту попытаться свергнуть нового правителя и самому занять освободившийся престол.

Вот почему было законно убивать собственных братьев. Таким образом, новый государь ограждал себя от возможных попыток других наследников возвыситься. Однако для приведения жестокого приговора в исполнение необходимо было получить особую фетву – решение, вынесенное муфтием (высшим духовным лицом среди мусульман).

Применение закона Фатиха и оценка

В качестве средства казни обычно использовали шелковую нить или галстук-бабочку, так как проливать кровь членов правящей династии было нельзя. Всего такого образа было умерщвлено примерно 60 шехзаде. И некоторые из них были наказаны за бунты и бунты. Например, такая судьба постигла шехзаде Баязида и сыновей, казненных по приказу Сулеймана I. Султан Мурад III убил, по разным оценкам, от пати до невяти музыки. Особенно отличился султан Мехмед III, убивший сразу 19 братьев, когда взошел на престол.

Сын Мехмеда III, султан Ахмед I, дважды пытался убить своего брата Мустафу. Однако он этого не сделал. В первый раз у него были сильные боли в животе, а во второй раз над городом разыгралась страшная буря. Султан воспринял это как знак свыше и отменил жестокое зрелище. На его решения обменены казни также его жена Косем-султан. Так она надеялась осепосатить в будуму своих очень сыновей, создав прецедент.

После Ахмеда И закона, Фатиха постепенно сошел на нет. Шехзаде их не наказал, а запер в кафе — комнатах дворца Топкапы, из которых они не имели права выходить. Многие наследники в таких условиях теряли рассудок или начинали поддаваться порокам. Лишь в 1876 г официально подтверждена передача престола старейшей династии Шехзаде.

Закон о братстве оценивается нестандартно. Его сторонники утверждают, что именно он позволил династии Османов веками сохранять власть и избегать правительственных потрясений. В других странах страх перед наказанием поставил наследников перед выбором «царствуй или умри». Желая избежать незаслуженной смерти, они все же поднимали беспорядки, вовлекая множество людей в кровавые междоусобицы.

Династии мамлюков и их цивилизация

От Инб Халдуна и Маркзи до нас дошло, что в начел 15 в в Каире было 11 караван-сараев (гостиниц), 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Во времена мамлюков город славился врачами, особенно офтальмологами. Уже тогда они умели лечить катаракту. Там же работали хирурги, гинекологи и даже ветеринары, лечившие лошадей.

Читайте также: Ибрагим-паша — история жизни и смерти великого визиря

Мамлюкские правители делятся на две династии, названия которых произошли от расположения их казарм. Например, этноним «бахриты» (1250–1390) связан с островом Ар-Рауда на Ниле. Нила в прошлом часто называли «аль-Бахр». А «Бурджиты» (1382–1517) названы по цитадели Каира ал-Бурдж.

Считается, что этнические бахриты в большинстве своем — потомки половцев и других степных народов, в том числе монголов, среди них были и курды. Бурджиты в основном выходцы с Кавказа.

Правление мамлюков продлирос оредна трех веков. Конец их независимому могуществу положили османы, в результате успешных действий Египет вошел в состав нового могущественного объединенного мусульманского государства. Но даже после этого мамлюки продолжали влиять на политику в регионе еще несколько столетий. До времени визита Наполеона в Египет. В его Великой армии мамлюкская дивизия отличалась не только необычным для Европы внешним видом, но и безумной храбростью и неудержимым усилием в наступлении.

Оцените статью
Блог о турецких сериалах