Предыстория «благородного» происхождения
Но султанам не повезло, что ни великий султан, мать самая неизвестная и «темная лошадка», не понимает, откуда и что за племя, часто европеоидной расы и из христиан. Тогда за дело взялись летописцы и всячески пытались решить проблему «натягивания совы на земной шар».
Получились причудливые биографии султанских матерей, в которых реальную женщину «скрещивали» с именитой женой из гарема и выводили симбиоз родства «два в одном», образно говоря. Имена и даты важных событий от настоящей матери, и биография от знатной жены из гарема.
При Мехмеде II одна из составленных для него генеалогий прослеживает род османов не менее чем до Ноя, того самого из Ковчега во время Великого потопа (Библейское Бытие 7:1-8:17). В исторических реалиях Мехмед II поддерживал версию о том, что его корни идут от знатного аристократического рода, правившего Византией в первые десятилетия второго тысячелетия, — Комнинов.
Ко времени рождения Сулеймана I Великолепного, славных военных успехов его отца Селима I Явуза Османская империя приближалась к пику своего могущества. В этой ситуации мать султана Сулеймана должна была в глазах потомков (современников это не заботило) просто «должна была» быть «принцессой». Но так ли это? Попробуем выяснить.
Дела семейные Селима I
Как и подобает человеку его положения, у Селима было несколько жен и наложниц, большинство из них приобрел, когда он был еще шехзаде, и одна из них была все-таки самой царевной, дочерью Крым-хана. Он женился на ней без разрешения ее отца, султана Баязида II, с которым у него в то время были очень натянутые отношения.
Прежде чем выйти за него замуж, она уже была женой его брата Шехзаде Мехмеда, который либо умер в 1504 году, либо был казнен в 1507 году по подозрению в заговоре против ее отца. Свадьба состоялась в 1511 году, крымскую принцессу звали Айша-Хатун.
Крымский хан поддержал Селима, когда тот впервые попытался силой свергнуть отца с престола, и после поражения его армии предоставил ему «политическое убежище» в Крыму. Довольно косвенное подтверждение ее материнства по отношению к будущему султану Сулейману.
Однако есть еще одна женщина, наложница по имени Хафса, хотя ее также зовут Хафизе, Аиша Хафса и просто Аиша. Она войдет в историю как мать Сулеймана Великолепного, Хафса Султан и первая жена Султана, которую официально будут звать Валиде Султан (мать Султана и главная женщина гарема, что очень почетно) по меркам Османской империи). Правда, по многим источникам титул будет назван после ее смерти, но количество силы и авторитета от этого титула она получит еще при жизни.
Именно в этот момент между историками и летописцами возникли разногласия. Была ли Хафса той же принцессой Айше или Айше это другое имя, совсем другая женщина. Была ли это вообще другая женщина, может, это все один персонаж?
Так всё же «ху из ху»?!
Подтверждением версии о реальности брака Селима и Айше-Хатун является древнегреческая анонимная хроника, в которой говорится об их свадьбе в Кафе (Феодосия) в 1511 году.
В некоторых письмах к Крым-хану Менгли I Герею, дошедших до наших дней, Селим называет его «мой отец» (бабам).
Современник, венецианский путешественник Якопо Контарини, сообщает в своих записях, что сын османского султана, наместник Кафы, породнился с крымским ханом и взял в жены его дочь. Однако, скорее всего, это был Мехмед (этого мнения придерживается турецкий ученый Улучай).
Другие источники утверждают, что Хафса отправилась с Сулейманом в Кафу. Кроме того, продолжая мысль, это соглашение было связано с тем, что княгиня и ее сын были близкими родственниками. Хотя, зная Османскую империю, такое назначение вполне равнозначно изгнанию, так как Крым очень далеко от Стамбула, а значит и от возможности занять престол первым, по османской традиции.
Против версии о принадлежности к «царской крови» Хафсы стоит ее имя, а точнее имя ее отца. Историк Исмаил Узунчаршылы указывает, что в документе благотворительного учреждения, которым она руководила, мать Сулеймана записана как дочь Абдулмуина (бинти Абдулмуин), а в другом документе, обнаруженном известным турецким историком Чагатаем Улучаем, как дочь Абдуллы (бинти Абдул-акула).
Алдерсон и Сакаоглу называют ее отцом некоего Абдулмуина. Все эти имена произошли от имени Абддул, означающего «Слуга Всевышнего», по аналогии с христианским «Слуга Божий», и давались они людям, принявшим ислам.
И самым убедительным аргументом в пользу того, что Хафса не могла быть Аиша, является год рождения Сулеймана. Если здесь все верно, то он родился в 1494 году, и об этом говорят многие свидетельства. Брак Айши-хатун с Селимом состоялся (и состоялся ли он?!) в 1511 году. Поэтому, скорее всего, попытка «привить» Хафсу Султан к знатным предкам есть не что иное, как очередная попытка некоторых летописцев «нарисовать сова на земном шаре».
Из всего сказанного можно сделать вывод, что как минимум Хафс и Айше — разные жены султана Селима, а как максимум, что никакого брака между крымской принцессой и Селимом I не было. И все свидетельства брака брата Селима Мехмеда были впоследствии «приклеенные» к их биографии потомками с целью возвеличивания рода Сулеймана Великого по женской линии.
Кем же была Хафса–султан
Некоторые источники приписывают ей более низкоранговое дворянское происхождение — династия Дулкадырогулларов, независимого бейлика, игравшего важную роль на политической арене того времени, но и этому нет никаких подтверждений.
Современники отзывались о ней как о необычайно красивой женщине. В те времена черкешенки были эталоном красоты, позже принятым Европой. Женщины с черными глазами и длинными черными волосами, красивой фигурой и прекрасной грацией. Европейцы считали их идеализированным эталоном соблазнительных красавиц, доставляемых в гаремы владык Востока.
Однако и в этой версии есть ошибка, черкесы в то время исповедовали ислам, а имя ее отца указывает на христианское происхождение. Скорее всего, она была европейкой или славянкой и, как это было принято среди султанов, к глубочайшему отчаянию турецких потомков, простой наложницей-рабыней.
Хотя почему общие!? Нет! Мать Сулеймана Великолепного, а позже и Валиде Султан, а это дорогого стоит!
Жизненный путь Хафсы–султан
Хафса вошла в гарем Селима, когда он был еще шехзаде. Ее юность прошла в Трабзоне, где будущий султан был губернатором. Ее сын Сулейман родится 6 ноября 1494 года, предположительно больше мальчиков она не родила.
Ее сын получил ряд назначений губернатором различных провинций империи от своего деда Баязида II, последним из которых было назначение в Кефу (Феодосия). По османской традиции она сопровождала сына во всех его направлениях.
В 1520 году Селим I умирает, и на престол вступает ее сын Сулейман I. Она будет иметь большое влияние на сына. Она будет руководить его гаремом и давать ему советы, к которым он будет прислушиваться, при жизни ее титул будет называться мехд-и уля-йы салтанат – «колыбель великого султана». Позже к нему добавится действительный султан.
Помимо красоты, она обладала пытливым и глубоким умом, не только дворцовые интриги, но и вопросы государственного устройства приходилось решать этой женщине. Так что доподлинно известно, что она принимала непосредственное участие в организации новой административной единицы — Трабзонского эялета из бывшего государства — Трабзона, входящего в состав Османской империи.
Однако своего влияния на сына в вопросах государственных дел она не использовала, ограничиваясь только административными функциями. Наибольшее внимание в стремлении ограничить все возрастающее влияние на Сулеймана она обращала на его наложницу Александру Анастасию Лисовскую Султан, более известную в Европе как Роксолана.
Также она поставила перед собой задачу положить конец вражде между Роксоланой и Махидевран Султан, которая была матерью старшего сына правителя Османской империи Шехзаде Мустафы.
Читайте также: Роксан Кунтер: как живет потомок султана Сулеймана и Хюррем
Воинственный султан Селим
Всю свою жизнь он провел в военных походах, расширяя территорию Османской империи. Можно ли было возглавить расширение и надолго исчезнуть в гареме? Едва ли.
Работы историков не свидетельствуют в пользу чрезмерной любви султана к любви. Отношения с женами и наложницами Селима в большей степени определялись политическими мотивами.
В то же время жестокому воину, оставшемуся истинным варваром, было не чуждо прекрасное. В военных походах его сопровождали историки, которые вели хронику событий, и певцы-сказители, прославлявшие турецкую доблесть. Его любовь к литературе подкреплялась собственным незаурядным талантом: Селим Грозный составил сборник од на персидском языке. Все о подвигах, о храбрости, о чести. Но не о любви!
Прекрасная Хафса-султан, мать Сулеймана
Она также известна как Айше Хафса, поэтому ее часто путают со второй женой Селима Айше Хатун, дочерью Крым-хана Менгли-Гирея. В «Великолепном веке», в том числе и эту женщину, причисляли к законным женам и родственницам крымской династии.
Но никакого отношения к Крыму будущий Валиде Султан, вероятно, не имел. При этом она, скорее всего, по происхождению была рабыней, а не мусульманкой; по крайней мере, так говорит о ней турецкий историк Исмаил Узунчаршили. Однако рождение сына меняет положение обитательницы гарема: после рождения Сулеймана в 1494 году дочь некоего Абдулмуина (это имя и его производные обычно прописывались как отцы всех наложниц-неверных) начинает успешная карьера».
Полномочия Хафсы ограничивались гаремом, и добиться этой чести ей удалось далеко не сразу. Муж отправил Хафсу к сыну в Манису, и едва стал падишахом в 1512 году. Реальную власть в женской половине Топкапы она смогла приобрести только при Сулеймане.
Современники пишут о ней как о необычайно красивой женщине, родившей Селиму и дочерей Хатидже, Фатьму и Бейхан (также, возможно, Шах). В политику она не вмешивалась, но ее дипломатические способности использовались: до конца жизни Хафсе приходилось смягчать непростые отношения между невестками-соперницами — Александрой Анастасией Лисовской и Махидевран.
Письма после Хафсы свидетельствуют о ее доброте, и кажется, что горе, с которым ее смерть была воспринята народом, не было показным. Валиде был известен своей благотворительностью, строя не только мечети и хамамы, но и больницы, школы и бесплатные таверны для бедных.
Крымчанка Айше-хатун
1511 год ознаменовался свадьбой Селима с его бывшей невесткой: дочь Менгли-Гирея Айсе была прежде женой его брата Мехмеда, предводителя Кафы (ныне Феодосия). В 1504 году Мехмед был казнен султаном, и Селим начал противостояние со своим отцом Баязидом II.
Споры между отцом и сыном переросли в войну, и побежденному Селиму пришлось искать убежища в Крыму. Поддержка хана пригодилась, и шехзаде женился на Айсе, не спросив разрешения у султана, сделав его популярным среди янычар, увидевших в этом проявление сильной воли.
Была ли Айше важна для Селима? Едва ли. Детей вместе у них не осталось (у Айше были сын и дочь от Мехмеда).
Пленная персиянка Таджлу-хатун
Война Селима с Персией закончилась битвой при Чалдыране, которая явилась поражением шаха Исмаила. Находясь в плену, шах не устоял перед захватом своей столицы — Тебриза.
Одним из трофеев оказался гарем Исмаила — персидский правитель не заботился о его безопасности и был уверен в победе над османами. Селим, празднуя победу, забрал с собой гарем и покинул разграбленный Тебриз: это была демонстрация силы победителя.
Среди пленных была жена шаха Таджлу, дочь правителя Багдада. Она становится наложницей султана Селима, но ненадолго. Султан не собирался возвращать свою добычу Исмаил и выдал ее замуж за своего близкого друга Джафер-челеби. Однако через год он впал в немилость и был казнен. Как дальше сложилась судьба Тайлу-хатун, которая была трижды замужем, неизвестно.
Неизвестная мать Увейс-паши
У Увейса, ставшего бейлербеем при Сулеймане, была интересная история рождения: его мать, беременная от султана, была замужем за одним из пашей. Случай неслыханный, но объяснимый: наложница, находившаяся в положении, умудрилась затеять драки с соседями по гарему!
Просто избавиться от пострадавшей от султана было невозможно, и дело решилось законным браком (жениться на фаворитке падишаха было честью для паши). Увейс, уже рожденный в браке, не остался без счастливой судьбы: он считался законным сыном мужа матери, но воспитывался в особом положении. Что дало ему будущую карьеру.
Итог
В таких женских делах на высшем государственном уровне и прошла жизнь Хафсы Султан. Помимо административно-государственных вопросов и управления гаремом сына, Хафса много времени уделяла благотворительности, строительству мечетей, медресе и других образовательных, религиозных и благотворительных учреждений.
Хафса Султан была матерью, помимо сына Султана, еще как минимум трех дочерей. Она прожила 56 лет, не так уж и много. Своей главной цели в гареме она так и не достигла. После ее смерти красавица Роксолана — Александра Анастасия Лисовская Султан окончательно и навсегда очаровала султана Сулеймана I Великолепного, получив то, чего не смогла получить ни одна наложница ни от одного предыдущего султана. Но это совсем другая история…