Мавзолей в Галикарнасе: древнегреческое чудо света

О Турции

Жадный Мавсол и скорбящая Артемисия

В 385 г до н.э царь Персии Артаксеркс II отправил своего сатрапа Гекатомну в одну из провинций — Карию. Наследники той же Гекатомны правили государством до 334 г до н.э., когда эта территория была захвачена Александром Македонским со своей армией. У Экатомны было трое детей: старший Мавсол, средний Идрей и младший Пиксодар. Кроме того, у персидского правителя было две дочери — Артемисия и Ида.

В то время браки между членами семьи не считались чем-то противоестественным, поэтому, не долго думая, Мавсол женился на Артемизии, а Идрей женился на Иде, при этом сестры у Пиксодара не было. Их отец, Экатомна, не восседал на престоле 8 лет, после чего скоропостижно скончался, оставив королевское место майору. Он, в свою очередь, перенес столицу из Миласа в Галикарнас и начал обустраивать город по своему желанию.

Этот выбор был не случаен, поскольку порт открывал государю выход к морю и позволял не только развивать торговлю, но и осуществлять его завоевательные планы. Мавсол расширил свои владения, покорив часть близлежащих греческих островов, города Ионии и часть Ликии. Этого ему показалось вполне достаточно, и поэтому правитель Карии решил заняться улучшением своего состояния.

Прежде всего, стоит отметить, что Мавсол всячески проявлял лояльность своему правителю Артаксерксу II, несмотря на то, что, по словам Диодора, именно он возглавил Великое восстание сатрапа против персидского правителя. Тиран Карл был жестоким, но справедливым: он увеличивал владения Артаксеркса, собирал налоги, содержал дороги и отправлял войска к своему господину. Он был в хороших отношениях со многими близлежащими городами. В Ионической Эритре ему даже дали гражданство, и в его честь на главной площади установили бронзовую статую. По некоторым данным, крупнейший город Ионии, Милет, также попал под влияние Мавсола. Дело в том, что серебряные монеты, отчеканенные в Галикарнасе, производились по тому же принципу, что и ионическая валюта.

В целом, Мавсол выступал за олигополию, режим, при котором только местные богатые обладали властью в политике, регионах или государствах. Он не очень широко развивал свою внешнюю политику, но достаточно мудро, плетя дипломатическими щупальцами уверенные умы губернаторов соседних городов. Таким образом, он смог подавить восстание против самого себя в городе Ясос: заговорщики были идентифицированы, отправлены в изгнание, а их имущество было продано, чтобы товар не был утерян. При поддержке Мавсола на полисном острове Книд удалось установить такой олигархический режим, любимый правителем Карии.

В целом правителю Карии удалось умело уравновесить две враждующие стороны друг с другом, чтобы потом, без потерь для собственной армии, собрать сливки после кровопролитных сражений. Самым успешным примером дипломатической экспансии Мавсола можно считать войну между Афинами и их союзниками в 357 году до нашей эры: города Византия, Кос, Родос и Хиос при поддержке Галикарнаса выступили против своих греческих покровителей. В результате политика победила, но только Византия получила желанную свободу: лукавый Мавсол взял на себя все остальное, посылая свои войска в города, истекающие кровью после долгих сражений.

Кроме того, Мавсол облагородил новую столицу, смешал греческую, карийскую и ионическую культуры, развил искусство и как бы проводил прибыльную экономическую политику, извращая сбор налогов со своих граждан всеми возможными способами. Как писал французский писатель Проспер Мериме: «Мавсол умел выжимать соки народов, подчиненных ему, и ни один пастырь народа, говоря языком Гомера, не знал, как сделать свою паству более гладкой. В своих владениях он получал доход от всего: даже на похороны он ввел особый налог… Он ввел налог на волосы. Он накопил огромное богатство. Эти богатства и продолжающиеся отношения между карийцами и греками объясняют, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света ». Царство Мавсол было активным, суровым и противоречивым, но до сих пор считается самым выдающимся и достойным всех правителей Карии.

История Галикарнаса

По мнению некоторых историков в Галикарнасе, около 484 г до н.э родился известный древнегреческий историк Геродот, автор исторического трактата «История». Также недалеко от берегов Галикарнаса (нынешний Бодрум), на греческом острове Кос, родился знаменитый Гиппократ (около 460 г до н.э.). Это Геродот пишет, что Галикарнас был основан дорийцами, пришедшими из Арголиды в XII веке. ДО Н.Э. Долгое время город находился под властью персов и в 454 г до н.э был принят в Союз Делос, а в 4 веке. До н.э стал столицей Карии. Галикарнас был одним из немногих городов Малой Азии, которые оказывали сопротивление Александру Великому. В 333 г до н.э. Александр Македонский, сумев завоевать город, приказал его полностью разрушить. Позже город был перестроен, но с тех пор потерял свое значение и оставался незначительным поселением в римские и византийские времена.

Наибольшего расцвета город достиг во времена правления Мавсола (377-353 гг. До н.э.). В то время в Галикарнасе проживало смешанное население греков и местных близких. Французский писатель и переводчик Проспер Мериме писал, что Мавсоль накопил огромное состояние благодаря тому, что безжалостно грабил своих граждан. В карийских землях существовал даже налог на волосы. Галикарнас имел хорошее географическое и стратегическое положение. В городе имелся крупный морской порт, что благотворно влияло на хозяйственную жизнь. Рядом с портом, как это было принято во многих греческих городах, находилась рыночная площадь (агора). От рыночной площади шла улица, посреди которой был построен Галикарнасский мавзолей. Впервые этот памятник назвал чудом света римский ученый-энциклопедист Марко Витрувий Поллион (I век до н.э.). Мавзолей признан во всем мире уникальным памятником исторической архитектуры позднего классицизма.

Современный Бодрум и расположение мавзолея
Современный Бодрум и расположение мавзолея

Слово «мавзолей», что означает «памятник» или «большое захоронение», используется почти на всех языках и происходит от названия Мавсол

Архитектура мавзолея

Мавзолей выполнен в очень необычном стиле. Для его создания были смешаны греческий, коринфский и ионический стили. В здании мавзолея стояли скульптуры богов, людей и животных. Комплекс был трехэтажный, на первом была погребальная церковь, площадь 5000 кв.м, высота — 20 м. На втором этаже была мраморная колоннада, во дворе — могила Мавсола, окружен статуями львов и каменных воинов, которые, по легенде, охраняли покой правителя.

Фрагмент рельефного фриза восточной стены мавзолея Галикарнаса
Фрагмент рельефного фриза восточной стены мавзолея Галикарнаса

Сама гробница построена в виде квадратного конического блока, стены которого покрыты барельефами, изображающими военные действия. Наверху мавзолея была квадрига, колесница, запряженная четырьмя лошадьми, в ней были каменные статуи Мавсола и Артемисси. Фигуры львов и скачущих всадников были установлены на территории, окружающей комплекс. Мавзолей был разрушен землетрясением в 14 веке, а его фрагменты были разобраны ионическими рыцарями, чтобы построить крепость Сан-Пьетро.

Месторасположение

Мавзолей султана Ахмеда I - самая посещаемая гробница султанов в СтамбулеХотя мавзолей султана Ахмеда принадлежит к комплексу Голубой мечети, он имеет отдельный вход. Войти можно с площади Султанахмет, гробница находится рядом с немецким фонтаном. Желаемая область имеет то же имя, что и область.

Как добраться

Рядом находится трамвайная остановка T1. Тем, кто живет в азиатской части города, придется сначала сесть на паром, а затем пересесть на трамвай на площади Эминену. Вам нужна остановка Султанахмета».

Затем пройдите мимо мечети Фируз-ага в сторону Голубой мечети, ориентиром которой может стать Немецкий фонтан и перрон, на котором останавливаются двухэтажные автобусы Big Bus.

Мавзолей в Галикарнасе сегодня

Исследование мавзолея в Галикарнасе началось в 1846 году экспедицией Британского музея под руководством Чарльза Ньютона. Он раскопал и вскрыл части стенового рельефа, остатки крыши и огромное колесо телеги диаметром 2 метра, украшавшее крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемизии, стоящие на колеснице. Сейчас все эти артефакты находятся в Британском музее в Лондоне.

Руины мавзолея сегодня
Руины мавзолея сегодня — Бодрум

Сегодня уцелевшие руины мавзолея являются частью скромного музея в Бодруме. Из всех древних чудес света мавзолей Галикарнас считается хорошо сохранившимся, но жаль, что не все артефакты выставлены там, где они были найдены.

Строительство мавзолея

Статуи Мавсола и Артемизии в Британском музее
Статуи Мавсола и Артемизии в Британском музее

Строительство мавзолея началось при жизни Мавсола, в 353 г до н.э., его жена Артемисия III завершила строительство. Артемизия была не только женой Мавсолу, но и его сестрой; в те давние времена браки такого характера были общепринятой нормой. При жизни женщина безумно любила мужа-брата, а после его смерти оставалась безутешной вдовой до конца своих дней. Существует легенда, что Артемизия подмешала в напиток прах своего покойного мужа, чтобы как можно скорее умереть. Он пригласил самых известных риторов того времени: Навкрата, Феопомпа и других, чтобы они возносили хвалу усопшим.

330 статуй на могиле тирана

Мавсол активно насаждал греческую культуру в Карии, а сами карийцы были вдохновлены эллинами, женившись на них и награждая своих детей оригинальными греческими именами. Карийцы даже переименовали свои города: например, Латмос стал Гераклеей в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Гекатомниды приглашали на свой двор греческих философов, писателей, ремесленников и других ремесленников, которые могли оставить часть своей культуры в Карии.

Читайте также: Жизнь в гареме: самый большой в Османской империи

Мавзолей в Галикарнасе начали строить за 5 лет до смерти тирана Карла, в 353 г до н. Э. Очевидно, Мавсол во многом был вдохновлен египетскими фараонами, которые начали облагораживать свою гробницу еще при жизни, строя огромные пирамиды для вознесения людей душа к звездам. В работе над мавзолеем задействованы шесть главных героев: греческие архитекторы Пифей и Сатир, а также скульпторы Леохар, Скопа, Бриассид и Тимофео. Согласно древним документам, проектом руководил не сам Мавсол, а его жена и сестра Артемизия, которые, в общем, старались даже для себя: ее похоронили рядом с мужем.

Могила по указанию Мавсола была расположена в центре города. Он был задуман как гробница и храм для поклонения умершему монарху. Главное здание, птерон, ограниченное 36 колоннами, располагалось на трехъярусной пирамиде. Пифей украсил вершину мавзолея квадригой: царь Мавсол со своей прекрасной женой-сестрой Артемизией управлял каменной колесницей. Общая высота здания составила 46 метров.

В работе над мавзолеем Галикарнаса скульпторы и архитекторы смешали ионический, греческий и коринфский стили, что вместе дало необычный, но изысканный результат. Каждый из скульпторов занимался строго определенной частью света: восток отошел к Скопасу, Бриассид — к северу, Тимофеос — к югу, а Леонар отвечал за западную часть.

Внутренняя планировка трехэтажного комплекса была следующей: на первом этаже площадью 5 тысяч квадратных метров располагался погребальный зал, на втором этаже — мраморная колоннада из 36 колонн с множеством статуй, а также на третьем этаже находилась коническая гробница Мавсола и Артемизии, стены которой украшали барельефы с изображениями военных походов монарха. Наверху была та самая колесница, на которой правитель Карии устремился прямо в загробный мир.

Статуи представителей династии Гекатомнидов на колоннаде, скульптурные группы на основании мавзолея, колесница на вершине пирамиды, три скульптурных фриза и акротери — украшения, расположенные в верхней части здания, всего имеется на не менее 330 статуй в архитектурной композиции мавзолея Галикарнаса. Во дворе гробницы скульпторы установили в качестве украшения статуи львов и рыцарей: по легенде, они должны были стать защитой Мавсола в царстве мертвых.

Общая идеологическая концепция гробницы заключалась не только в прославлении Мавсола, но и в подтверждении преемственности власти его наследников: архитектура подчинялась идее о том, что династия Гекатомнидов долгое время будет править Карией, которая Вот в чем его успех: всем сестрам удалось отбыть свой мандат на троне Кариан и братьев покойного Мавсола даже после захвата этой территории Александром Македонским.

Монарх не дожил до завершения строительства своей гробницы, поэтому его завершила Артемизия, которая так плакала по мужу, что смешала свой прах с едой и питьем, чтобы быстро последовать за Мавсолом в загробную жизнь и помочь ему вести кстати, этот печально известный фургон. Оставшись без прямого руководства, греческие мастера решили, что мавзолей в Галикарнасе больше не просто орден, а еще один шедевр греческой архитектуры, а это означает, что оставлять его незавершенным — все равно что унижать себя как творца, поэтому творческая команда все же принесла могилу. Вспомним спустя несколько лет после смерти Артемизии, которую похоронили рядом с мужем.

Оцените статью
Блог о турецких сериалах